Особенности формирования самоконтроля у младших школьников

Современное образование » Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения » Особенности формирования самоконтроля у младших школьников

Страница 2

В осуществлении детьми самоконтроля большую роль играют опорные схемы, а также разработанные педагогом совместно с учениками алгоритм тех или иных сложных учебных действий.

Опорные схемы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются они в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, наборного полотна. Они должны непременно подключаться к работе. В этом случае они помогают учителю лучше учить, а детям контролировать себя.

В изучении опыта работы при помощи анализа педагогической литературы установлены разнообразные приемы развития самоконтроля. Учителям начальных классов необходимо специально обучать ребят приемам самоконтроля. Это дает нам предупредить ошибки, разнообразить уроки, развивать самостоятельность и многие качества учащихся.

Обучение самоконтролю является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальной школы. Как научить младшего школьника контролировать свои действия? Это вопрос задает себе каждый учитель. Как показывает практика, учителя сельских школ не очень уделяют внимание развитию самоконтроля у своих учеников. У детей зачастую возникают затруднения, так как навыки контроля у большинства плохо развиты, либо вовсе отсутствуют.

На начальном этапе усвоения правил школьного поведения у подавляющего большинства учащихся отсутствует потребность в произвольном самоконтроле своих действий, и он проявляется, как правило, только под воздействием учителя. Это отсутствие навыков по осуществлению самоконтроля, внутреннего побуждения к постоянному контролированию собственных действий, поступков. Устранить эти причины можно следующими мерами: вычленение самоконтроля в поведении как специального действия, четкого формулирования учителем правил поведения и задания учащимся установки на самоконтроль, обеспечении детей средствами наглядной фиксации результатов контролируемых ими актов поведения и подключении детей к взаимному контролю

Общее развитие самосознания человека продолжается в течение всей его жизни, но, тем не менее, человек по окончании обучения должен обладать хорошо сформированным и достаточно устойчивым самоконтролем, обеспечивающим адекватное психическое отражение внутреннего мира и объективной реальности, социально одобренное поведение в различных сферах общественной жизни. Такой самоконтроль, опирающийся на знание нравственных, эстетических и правовых норм, выработанных человечеством на протяжении своей истории, не возникает вдруг, а является результатом предшествующего воспитания и самовоспитания личности. Исследованием проблем самоконтроля занимались такие ученые-психологи как В.Г.Афанасьев, Ю.А.Тихомиров, М.И. Боришевский, Л.Б. Ительсон, Г.С. Никифиров и другие.

Самоконтроль является важным умением для осуществления управления процессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Это анализ своих действий с тем, чтобы установить правильность их выполнения, это сличение с образцом или желаемым результатом.

Самоконтроль – одно из главных условий успешного обучения учащихся. Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения.

Самоконтроль играет большую роль не только в обучении, но и в формировании разносторонне развитой личности.

Поэтому формирование самоконтроля у младших школьников занимает важное место в воспитании и обучения детей.

Изучая эту тему, можем сказать, что выдвинутая гипотеза о том, что навыки самоконтроля у младших школьников можно развивать разнообразными способами, подтвердилась. Благодаря определенному алгоритму действий, путем опросов и методик, их анализов и корректировки можно добиться определенных результатов. Цель исследования достигнута.

Данная работа не ставит точку в решении этой проблемы, так как требуется дальнейшая разработка вопросов формирования самоконтроля у младших школьников.

Страницы: 1 2 


Читайте также:

Алкены. Свойства алкенов
Физические свойства алкенов закономерно изменяются в гомологическом ряду: от С2Н4 до С4Н8 – газы, начиная с С5Н10 – жидкости, с С18Н36 – твердые вещества. Алкены практически нерастворимы в воде, но хорошо растворяются в органических растворителях. Химические свойства алкенов определяются строением ...

Сущность профессионально-трудовой ориентации старших учащихся 9-х классов
На сегодняшний день современный рынок труда предъявляет высокие требования к старшим подросткам как будущей рабочей силе, требуя от них не только высокой профессиональной подготовки, но и мобильности, коммуникабельности и высокой стрессоустойчивости в быстро меняющихся экономических условиях. Именн ...

Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам
Уровень профессионального мастерства преподавателя зачастую связывается с уроком. Именно урок является, в конечном счете, тем «произведением « в котором отражается его профессионализм, творчество. Урок как целостная система вбирает в себя все элементы процесса обучения. Поэтому в моделировании урок ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru