Особенности формирования самоконтроля у младших школьников

Современное образование » Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе обучения » Особенности формирования самоконтроля у младших школьников

Страница 1

Е.С. Рубинский в качестве путей обучения школьников самоконтролю предлагает «наглядный контроль со стороны учителя, взаимоконтроль учащихся и на этой основе - самоконтроль каждого ученика. « С этим нельзя не согласиться, однако только это этих путей недостаточно. Необходимо на уроках по каждому учебному предмету специально обучать учащихся конкретным приемам самоконтроля, формируя одновременно ее как общее учебное умение.

В нашей Ивановской средней школе четыре учителя начальных классов. Я наблюдала и проводила исследования по своей проблеме. Цель ее – выявить практику, методические приемы, с помощью которых учителя осуществляют самоконтроль на уроках. И я увидела, что учителя постепенно все больше и больше применяют на своих уроках разнообразные формируют см на уроках. И я увидела, что учителя постепенно все больше и больше применяют на своих уроках разнообразные формы самоконтроля.

Лучше всего, когда формирование и развитие умений самоконтроля на уроках проводится в работе всех учителей. Самоконтроль проявляется во всей учебно-познавательной деятельности учеников. Однако для обучения школьников этому умению важно выделять такие задания, где он проявляется более ярко. Так, формированию навыков самоконтроля в значительной степени помогают задания, связанные с обоснованием ответа, доказательствами.

Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как многие учащиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих одноклассников, чем проверке собственных.

Дети, объединенные в пары, могут обмениваться тетрадями, для того, чтобы проверить самостоятельно выполненную каждым их них работу. Например, ученикам, сидящим за одной партой, предлагается одна карточка, на которой даны 2 задачи и 2 задания:

1) Решите задачи (сидящий слева 1 задачу, а сидящий справа решит

2-ую).

2) Проверьте решение задачи друг у друга и сделайте вывод о

правильности решения ваших задач.

3) Каждый ученик решает свою задачу, затем они сверяют полученный результат с ответом, предложенным учителем. Это позволяет детям убедиться в правильности выполнения заданий. В такой ситуации ученик ставит себя Яна место учителя, у него формируются ответственное отношение к выполнению контроля.

А также вот такие на вид очень простые, элементарные задания влияют на формирование самоконтроля. Это – минутки чистописания, то есть повторное написание той же буквы. Оно дает заметное улучшение каллиграфии. Особенно важно научить детей комментировать свое письмо при выполнении упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование - это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

Чаще всего учителя используют такие приемы. Например: после написания словарного диктанта дается ученикам задание проверить самостоятельно и поставить себе оценку. Это самоконтроль на основе объявленных критериев. Также целесообразно использовать следующие задания для формирования самоконтроля: дается задание на уроке математики. После самостоятельного решения задача получает контрольную карточку с записью полного решения задачи. Проверяя себя, ученик сравнивает сове решение с образцом, предложенным в карточке. В случае, если решение не совпадает с образцом, ученик возвращается к условию задачи, еще раз внимательно анализирует его, ищет ошибку в своих рассуждениях.

Также на уроках математики учащимся, затрудняющимся в выборе арифметических действий, которыми решается задача, вместе ус условием задачи педагог дает карточки, на которых записана схема решения задачи. В схему может быть введены и другие данные.

Схематический образец решения задания на карточке помогает ученику спланировать последовательность своих действий по ходу решения задачи, способствует формированию самоконтроля.

Эффективно использовать приемы формирования самоконтроля и на уроках чтения. Например, ученики прочитали текст и отвечают на вопросы. Потом учитель задает такой вопрос: «Ученики, на все вопросы ответили?» . Услышав этот вопрос ученики начинают анализировать.

На уроках русского языка для выработки навыков самоконтроля проводится диктант «Проверь себя», это самый продуктивный вид работы, который приучает школьника задумываться над грамотностью своего письма, помогает видеть трудности.

Также при выработке навыков самоконтроля важно применить такой прием - составление вопросов для самоконтроля. Учащиеся составляют для себя вопросы, а потом учитель дает задание отвечать на эти вопросы и ставить себе оценки.

После контрольных и самостоятельных работ можно проводить такую работу – прогнозирование своей будущей оценки, то есть ученики анализируют свои работы и говорят свои будущие оценки.

Важный результат дает и анализ оценки. После урока или после контрольной работы дети сами или учитель анализирует оценки.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Общая характеристика формирования интеллектуальной культуры личности
Потребности социально-экономического развития России должны обеспечиваться системой образования, так как образованность и интеллект, а также духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта кругозора, стремление к творчеству, умение решать нестандартные задачи обуславливают прогрес ...

Процесс моделирования в социально-педагогических исследованиях
Моделирование – это универсальный метод получения, описания и использования знаний. Оно используется в любой профессиональной деятельности [1, с. 27]. Моделирование может использоваться для определения, уточнения характеристик, элементов проектируемой (преобразуемой) системы, рационализации способо ...

Роль и место политехнических знаний при изучении раздела «Вязание на спицах», 8 класс
Цель изучения этого раздела – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтоб ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru