Анализ урока с точки зрения личностно-ориентированного обучения

Современное образование » Анализ урока с точки зрения личностно-ориентированного обучения

Страница 1

Сейчас отмечается возрастающий интерес к тем технологиям и моделям обучения, которые получили название личностно-ориентированных. Они в большей мере, чем традиционные, адекватны возможностям ребенка. Необходимо также проработать параметры урока с позиции осуществления задач ЛОО. Способы предъявления учебной задачи, постановка цели урока, контрольная и оценочная деятельность, разные формы обучения, методы и методические приемы следует проанализировать с точки зрения их соответствия развитию личности ребенка. Важно определить критерии "исследования" урока, по которым мы можем судить о том, решаются или нет задачи ЛОО. Формулируя цель урока (а это основа образовательного процесса), учитель продумывает условия реализации возможностей ребенка и решает задачи разных уровней. Прежде всего, он стремится учесть возрастные особенности детей. К примеру, известно, что у младших школьников функция контроля реализуется легче, если она направлена на другого, вовне. У детей, кроме этого, отмечается гетерохронность, или неравномерность, становления самоконтроля. Имея в виду эту особенность, педагог в первом классе, например, не просто предлагает детям найти требуемое упражнение, а дает задание проверить друг у друга правильность отыскиваемого номера. В результате осуществляется необходимая коррекция функции контроля, дети имеют достаточно времени для выполнения упражнения. Не остается тех, кто половину отведенного времени проводит "в пути". Зачастую мы видим иную картину: кто-то быстро нашел и уже выполнил упражнение, кто-то еще не отыскал требуемую страницу. Время, отведенное на выполнение упражнения, прошло, и учитель предлагает всем закончить работу. В результате накапливается число учеников, постоянно не справляющихся с заданием из-за этой не учтенной возрастной особенности. Таким образом, игнорирование или недостаточная проработка требований возрастного подхода приводит к снижению продуктивности учебной деятельности. Следующий уровень задач, решаемых на уроке, обусловлен индивидуальными различиями детей. Знакомясь с авторскими работами педагогов, можно заметить, что личностный подход часто редуцируется в них до индивидуального. Личность трактуется в этом случае как индивидуальное, присущее индивиду, а ориентация на личность - как индивидуализация, то есть приспособление к конкретному ученику с его индивидуальными свойствами учебных планов, учебных материалов и форм общения педагога и ученика (В.Я. Ляудис). В сферу внимания педагогов попадает широкий спектр индивидуальных различий - от особенностей темперамента и типов мышления до преобладающего способа переработки информации (синтетического и аналитического). "Синтетики" при усвоении, например, русского языка легче и успешнее работают, если пишут изложение или рассказ с целостным использованием слов. "Аналитики" обнаруживают преимущество, вставляя пропущенные буквы на изучаемое правило и т.п. Преимущественное развитие либо образного типа мышления, либо словесно-логического обусловливает успешность детей в разных видах учебных заданий.

План-конспект урока

Ученикам предлагается подобрать синонимы и определяющие слова для понятия "семья", основываясь на своих наблюдениях и чувствах. После нескольких высказываний озвучивается следующая формулировка:

"Семья - это группа людей, живущих вместе, ведущих общее хозяйство, связанных браком или родством". Это определение во многом будет совпадать с вариантами, предложенными учениками, и они вправе выбрать одно из двух и записать в тетрадь.

В дальнейшем урок происходит в форме беседы.

Ученикам задаётся вопрос: Наилучшим возрастом для вступления в брак признан период в 20-24 года. Почему именно этот возраст?

Ученикам предлагается ответить на этот вопрос.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru