Социальное воспитание дошкольников

Ещё до того как родители решают отдать ребёнка в дошкольное образовательное учреждение, необходимо начинать ещё дома готовить его к дальнейшей социальной адаптации, так ка в первую очередь на адаптацию ребёнка влияют такие факторы, как общее эмоциональное состояние, состояние здоровья и уровень физического развития ребёнка. «Дети, в режиме которых значителен объём двигательной активности, физически подготовлены, обладают высокой умственной работоспособностью, а также сопротивляемостью утомлению». Таким образом, если в семье благоприятный эмоциональный фон для развития ребёнка, соблюдается режим дня и двигательный режим, то вероятнее всего, что социальная адаптация пройдёт быстро и безболезненно.

Также необходимо учитывать возраст ребёнка, в котором его отдали в детский сад. Обычно до 2–3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, поэтому «дети с нормальным развитием, а особенно эмоционально чувствительные и впечатлительные, не могут быстро адаптироваться к яслям: на разлуку с матерью они реагируют аффективно, не находя в новой обстановке равноценной замены». Поэтому дети, посещающие ясли чаще болеют и более возбудимы. Однако, как ни странно, дети, посещающие ясли быстрее адаптируются к новой среде и будут более коллективно настроены в дальнейшем. Лялина Л.А., старший воспитатель ГОУ ЦРР – д/с №621 в Москве подчёркивает, что очень важно учитывать особенности каждого ребёнка, как родителям, при принятии решения, в каком возрасте отдавать ребёнка в дошкольное образовательное учреждение, так и воспитателям, при работе с детьми в группе. Необходимо собрать у родителей все необходимые сведения о ребёнке, его характере засыпания, темпераменте (флегматик, холерик, сангвиник или меланхолик), режиме дня, навыках самообслуживания и многое другое. Автор предлагает проводить анкетирование среди родителей, чтобы максимально облегчить дальнейшую социальную адаптацию ребёнка.

Социальная адаптация детей среднего дошкольного возраста

«С дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастником событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием». Все эти качества и умения, необходимые для эффективного общения ребёнок приобретает в общении со сверстниками. Чтобы этот процесс происходил более целенаправленно, а партнёрские отношения между детьми устанавливались легко и непринуждённо М. Емельянова, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства, Института педагогики и психологии детства, Уральского государственного педагогического университета города Екатеринбурга, предлагает 6 занятий: «Как я чувствую мир», «Друзья», «Интервью», «Я глазами других», «Прогулки по галерее», «Таланты». Все эти занятия помогают детям учиться выражать свои настроения, чувства, проявлять интерес друг к другу, формировать уважительное отношение друг к другу. Например, на занятии «Таланты» дети участвуют в различных дидактических играх, а потом каждый получает медаль как «Лучший танцор», «Лучший певец», «Самый сильный» и т.д. С одной стороны, у детей развивается чувство гордости и собственного достоинства, с другой стороны, они учатся радоваться успехам других.

Не менее важно развивать у детей не только партнёрские отношения, но также самостоятельность и ответственность. «Принципиальным считаем предоставление дошкольникам той степени самостоятельности, за которую они могут нести ответственность в силу возрастных особенностей». Е. Акулова, к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, приводит пример пилотажного эксперимента, проводимого на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения №153 «Олеся» города Тольятти. Дети в процессе подвижных игр учатся не только движениям и физическим качествам, таким как ловкость, смелость, выдержка, как это происходит обычно и только при помощи воспитателя, но также самостоятельности и активности. К подвижным играм приобщаются и родители, инструктор по физическому воспитанию взаимодействует с музыкальным руководителем и воспитателем, стимулируются индивидуальные возможности каждого ребёнка, проводится системное планирование подвижных игр на прогулке, диагностика уровня сформированности самостоятельности и ответственности, а также обучение детей сначала способам объединения в группы для выполнения парных упражнений, игровых заданий, а затем способам самоорганизации в подвижную игру. Данный опыт показал, что дети при правильном обучении способны вести игру самостоятельно, хорошо знают её правила, общительны, справедливы, что является очень важным для их социального становления и дальнейшего общения со сверстниками.


Читайте также:

Методика рисования пейзажа
Для того чтобы педагогический процесс имел коррекционную направленность, необходимо в ходе обучения рисованию учитывать особенности деятельности учащихся коррекционной школы. К числу умственных действий, которые ученик выполняет на разных этапах создания рисунка, следует отнести: осмысление изобраз ...

Как любить ребёнка. Ребёнок в семье
Януш Корчак говорил: «Никакая книга, никакой врач не заменит собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения. Бывает, впечатлительный ребёнок фантазирует, что он в доме родителей – подкидыш. Да: тот, кто породил его, умер столетие назад. Ребёнок – это пергамент, сплошь покрытый иероглифами, лиш ...

Индивидуальность в образовательном пространстве
Основным принципом разработки личностно-ориентированного обучения информатике, как отмечалось выше, является признание ин­дивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Индивидуальность рассматривается как неповтори­мое своеобразие каждого человека, осуществляю ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru