Изучение самоотношения подростков с задержкой психического развития в системе практической службы специального образования

Современное образование » Проблема спецобразования детей и подростков » Изучение самоотношения подростков с задержкой психического развития в системе практической службы специального образования

Страница 1

Позитивное самоотношение подростков с ЗПР необходимо им в регуляции своего поведения. В связи с этим, приоритетной задачей практической службы специального образования может стать подготовка ребенка с ЗПР к интеграции в социум за счет оптимизации личностного развития. В этом немалая роль должна принадлежать теоретическому и прикладному решению проблемы развития самосознания у детей с ЗПР. Что непосредственно связано с уровнем профессиональной подготовки специалистов осуществляющих коррекционно-развивающую работу, и развитием сети реабилитационных учреждений, в рамках которых подростки с ЗПР и другими нарушениями в развитии могли бы получать комплексную психологическую помощь.

Анализ теоретических и прикладных исследований показал, что проблема влияния самоотношения на успешность интеграции подростков с ЗПР в социум до сих пор специально не изучалась, хотя и заслуживает, на наш взгляд, к себе самого пристального внимания.

Проблема самосознания одна из самых сложных проблем социально - гуманитарных наук. Не будет преувеличением сказать, что вопрос о формировании, развитии, структуре и "механизме" функционирования самосознания и его компонентов, вопрос о соотношении сознания и бытия, сознательного и бессознательного является, в сущности, центральной проблемой как философского, так психологического познания.

Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному "Я" оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия.

В психологической литературе феномен самоотношения рассматривается в психологии самосознания (И.С. Кон, 1978; С.Р. Пантилеев, 1991; В.В. Столин, 1983, 1985; И.И. Чеснокова, 1977, 1978; П.Р. Чамата, 1960, 1966); в психологии личности (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.И. Божович, 1968, 1978; А.Н. Леонтьев, 1983; М.И. Лисина, 1983; С.Л. Рубинштейн, 1990; Е.Т. Соколова, 1983); в психологии обучения (А.И. Липкина, 1974; Н.А. Менчинская, 1989; У.В. Ульенкова, 1994).

Между тем вопросы, связанные с самоотношением, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке разработаны недостаточно. Поскольку в обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место большая терминологическая неопределенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе; и, просто, самоотношение.

Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе, можно выделить две группы, наиболее существенных. Во - первых, собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым, во - вторых, отношение других людей к данному человеку как к личности. Вопрос о влиянии отношения другого на формирование отношения личности к себе выходит далеко за рамки его рассмотрения только в пределах осуществляемой коллективной деятельности. Поэтому правомерно говорить об отношении других людей к данной личности как о самостоятельном факторе формирования ее отношения к себе.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности (Ананьев Б.Г., 1948).

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Динамика системы образования РФ
Действующая на сегодняшний день система финансирования в сфере образования страдает всеми недостатками, свойственными любым учреждениям, финансируемым из бюджета: жесткая регламентация статей расходов, невозможность перераспределения ресурсов между статьями, высокие административные издержки привле ...

Содержание и условия сенсорного воспитания
Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой де4ятельности. В противном ...

Психолого-педагогические принципы деловой игры
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения, например, деловой игры, является основой разв ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru