Изучение самоотношения подростков с задержкой психического развития в системе практической службы специального образования

Современное образование » Проблема спецобразования детей и подростков » Изучение самоотношения подростков с задержкой психического развития в системе практической службы специального образования

Страница 1

Позитивное самоотношение подростков с ЗПР необходимо им в регуляции своего поведения. В связи с этим, приоритетной задачей практической службы специального образования может стать подготовка ребенка с ЗПР к интеграции в социум за счет оптимизации личностного развития. В этом немалая роль должна принадлежать теоретическому и прикладному решению проблемы развития самосознания у детей с ЗПР. Что непосредственно связано с уровнем профессиональной подготовки специалистов осуществляющих коррекционно-развивающую работу, и развитием сети реабилитационных учреждений, в рамках которых подростки с ЗПР и другими нарушениями в развитии могли бы получать комплексную психологическую помощь.

Анализ теоретических и прикладных исследований показал, что проблема влияния самоотношения на успешность интеграции подростков с ЗПР в социум до сих пор специально не изучалась, хотя и заслуживает, на наш взгляд, к себе самого пристального внимания.

Проблема самосознания одна из самых сложных проблем социально - гуманитарных наук. Не будет преувеличением сказать, что вопрос о формировании, развитии, структуре и "механизме" функционирования самосознания и его компонентов, вопрос о соотношении сознания и бытия, сознательного и бессознательного является, в сущности, центральной проблемой как философского, так психологического познания.

Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному "Я" оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия.

В психологической литературе феномен самоотношения рассматривается в психологии самосознания (И.С. Кон, 1978; С.Р. Пантилеев, 1991; В.В. Столин, 1983, 1985; И.И. Чеснокова, 1977, 1978; П.Р. Чамата, 1960, 1966); в психологии личности (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.И. Божович, 1968, 1978; А.Н. Леонтьев, 1983; М.И. Лисина, 1983; С.Л. Рубинштейн, 1990; Е.Т. Соколова, 1983); в психологии обучения (А.И. Липкина, 1974; Н.А. Менчинская, 1989; У.В. Ульенкова, 1994).

Между тем вопросы, связанные с самоотношением, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке разработаны недостаточно. Поскольку в обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место большая терминологическая неопределенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе; и, просто, самоотношение.

Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе, можно выделить две группы, наиболее существенных. Во - первых, собственные достижения личности в различных видах деятельности, их оценка ею и соотнесение с общественной и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для нее критериям является значимым, во - вторых, отношение других людей к данному человеку как к личности. Вопрос о влиянии отношения другого на формирование отношения личности к себе выходит далеко за рамки его рассмотрения только в пределах осуществляемой коллективной деятельности. Поэтому правомерно говорить об отношении других людей к данной личности как о самостоятельном факторе формирования ее отношения к себе.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности (Ананьев Б.Г., 1948).

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме педагогического общения
Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Исследования А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, В.А. Канн – Калика, А.А. Леонтьева, А.Н. Мудрика, А. И Щербакова и других доказали большое значение общения в труде педагога. По мнению А.А. Лобанова, "общение" как жит ...

Понятие стиля педагогического общения
Общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с о ...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru