История исследования проблемы толерантности

Современное образование » Воспитание толерантности » История исследования проблемы толерантности

Страница 2

Сравнительные исследования канадского ученого У.Ламберта особенностей воспитания в 11 странах показали, что жесткость и требовательность родителей больше зависит не от их этнической принадлежности, а от их социального положения. Во всех странах родители рабочие были склонны к большей требовательности, чем представители среднего класса, что, по-видимому, является функциональным для воспитания послушания у будущих наемных работников. В странах, где преобладают нуклеарные семьи (США, Мексика, Германия) дети чаще проявляли дружественные формы поведения, усваивали товарищеские нормы, редко были агрессивными. И, наоборот, в культурах с множеством социальных ролей и иерархической структурой, где даже родственники часто выступают в роли конкурентов, у детей воспитывается дух соперничества, умение добиваться помощи для достижения своих целей, эгоистическая доминантность, конкурентность.

Так, в Индии, Кении, Японии, где сохранились традиции большой семьи, в которой интересы родственников могли и не совпадать и требовалась авторитетность для сохранения порядка в семье, дети проявляли агрессию по отношению друг к другу: делали замечания, скандалили при достижении целей, нападали, стремились командовать младшими братьями и сестрами. В простых культурах (Филиппины, Мексика) чаще предлагается детьми помощь и поддержка друг другу, проявляется заботливость, родственная или соседская взаимопомощь. Правда, есть отдельные исследования, доказывающие этнические причины, приводящие к агрессивному поведению. При изучении межэтнической или внутриэтнической агрессии, доказывает, что при поощрении межэтническая агрессивность поднимает общий уровень агрессивности всего этноса и увеличивает число людей, которые обладают психологической готовностью перейти от враждебности к агрессии. Подобные исследования свидетельствуют о том, что толерантность и агрессия все же часто идут рядом, но выступают антиподами друг другу; что проявления того или иного поведения по критерию толерантности часто в тех или иных культурах или у тех или иных этносов неодинаковы.

Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время, хотя философское осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее – Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других.

Наибольшее распространение понятие «толерантность» получает в Западной Европе в эпоху средневековых религиозных войн между католиками и протестантами. В России первые правила нравственного толерантного поведения учащихся отражены в школьных азбуковниках, которые отличались тем, что акцентуации в них делались на нормы взаимоотношений между учащимися, на особом, уважительном отношении к учителю, к родителям. Нередко к азбуковникам писались приложения, в которых подобного рода сведения дополнялись отрывками из Священного писания, комментариями к ним, религиозно-нравственными поучениями, педагогическими советами, в том числе и по формированию милосердия, кротости, смирения, главным образом, в процессе домашнего воспитания и самообразования.

Историографический анализ систем образования в России показал, что развитие идеи толерантности тесно связывалось с развитием гуманистических систем, одной из первых среди которых явилась воспитательная система 1-го кадетского корпуса в г. Санкт-Петербурге, особенно когда на должность главного директора кадетского корпуса был назначен в 1765 году Иван Иванович Бецкой. В десяти главах Устава корпуса, составленного И.И. Бецким, было много положений, взятых из «Эмиля» Жан-Жака Руссо. На первое место он выводил гуманистическое воспитание, а подготовку военных кадров считал делом второстепенным. В 1772 году Бецкой И.И. составил «Наставление воспитателям», в котором большое место отводит роли воспитательной среды, которая должна демонстрировать перед детьми образцы высоких моральных качеств. В создании такой благонравной, очищенной от всего плохого среды заключается, по его мнению, «самое труднейшее и важнейшее дело для составления истинного благонравия, ибо без всего этого все наставления никуда не годятся. Когда хороших наставников не будет, то и доброго, чистого воспитания осуществить мы не в состоянии. Воспитатели должны обходиться с воспитанниками со всей тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучны с воспитанием».

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Понятие полового воспитания и актуальность этой темы в педагогике
«Пол» - понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической. Социальной и др. С биологической точки зрения «пол- совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размнож ...

Цель педагога
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка, воспитывать такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Поэтом ...

Анализ состояния проблемы в практике воспитания детей дошкольного возраста
Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных учреждений Приднепровский УПК, поселок Приднепровский Рогачевского района и ДУ №13 "Колокольчик" г. Рогачева. В эксперименте было обследовано 40 детей старшего дошкольного возраста и 20 педагогов дошкольных учреждений. Для эффективно ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru