История исследования проблемы толерантности

Современное образование » Воспитание толерантности » История исследования проблемы толерантности

Страница 2

Сравнительные исследования канадского ученого У.Ламберта особенностей воспитания в 11 странах показали, что жесткость и требовательность родителей больше зависит не от их этнической принадлежности, а от их социального положения. Во всех странах родители рабочие были склонны к большей требовательности, чем представители среднего класса, что, по-видимому, является функциональным для воспитания послушания у будущих наемных работников. В странах, где преобладают нуклеарные семьи (США, Мексика, Германия) дети чаще проявляли дружественные формы поведения, усваивали товарищеские нормы, редко были агрессивными. И, наоборот, в культурах с множеством социальных ролей и иерархической структурой, где даже родственники часто выступают в роли конкурентов, у детей воспитывается дух соперничества, умение добиваться помощи для достижения своих целей, эгоистическая доминантность, конкурентность.

Так, в Индии, Кении, Японии, где сохранились традиции большой семьи, в которой интересы родственников могли и не совпадать и требовалась авторитетность для сохранения порядка в семье, дети проявляли агрессию по отношению друг к другу: делали замечания, скандалили при достижении целей, нападали, стремились командовать младшими братьями и сестрами. В простых культурах (Филиппины, Мексика) чаще предлагается детьми помощь и поддержка друг другу, проявляется заботливость, родственная или соседская взаимопомощь. Правда, есть отдельные исследования, доказывающие этнические причины, приводящие к агрессивному поведению. При изучении межэтнической или внутриэтнической агрессии, доказывает, что при поощрении межэтническая агрессивность поднимает общий уровень агрессивности всего этноса и увеличивает число людей, которые обладают психологической готовностью перейти от враждебности к агрессии. Подобные исследования свидетельствуют о том, что толерантность и агрессия все же часто идут рядом, но выступают антиподами друг другу; что проявления того или иного поведения по критерию толерантности часто в тех или иных культурах или у тех или иных этносов неодинаковы.

Исследование проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последнее время, хотя философское осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее – Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других.

Наибольшее распространение понятие «толерантность» получает в Западной Европе в эпоху средневековых религиозных войн между католиками и протестантами. В России первые правила нравственного толерантного поведения учащихся отражены в школьных азбуковниках, которые отличались тем, что акцентуации в них делались на нормы взаимоотношений между учащимися, на особом, уважительном отношении к учителю, к родителям. Нередко к азбуковникам писались приложения, в которых подобного рода сведения дополнялись отрывками из Священного писания, комментариями к ним, религиозно-нравственными поучениями, педагогическими советами, в том числе и по формированию милосердия, кротости, смирения, главным образом, в процессе домашнего воспитания и самообразования.

Историографический анализ систем образования в России показал, что развитие идеи толерантности тесно связывалось с развитием гуманистических систем, одной из первых среди которых явилась воспитательная система 1-го кадетского корпуса в г. Санкт-Петербурге, особенно когда на должность главного директора кадетского корпуса был назначен в 1765 году Иван Иванович Бецкой. В десяти главах Устава корпуса, составленного И.И. Бецким, было много положений, взятых из «Эмиля» Жан-Жака Руссо. На первое место он выводил гуманистическое воспитание, а подготовку военных кадров считал делом второстепенным. В 1772 году Бецкой И.И. составил «Наставление воспитателям», в котором большое место отводит роли воспитательной среды, которая должна демонстрировать перед детьми образцы высоких моральных качеств. В создании такой благонравной, очищенной от всего плохого среды заключается, по его мнению, «самое труднейшее и важнейшее дело для составления истинного благонравия, ибо без всего этого все наставления никуда не годятся. Когда хороших наставников не будет, то и доброго, чистого воспитания осуществить мы не в состоянии. Воспитатели должны обходиться с воспитанниками со всей тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучны с воспитанием».

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Экспериментальная проверка знаний и умений учащихся
Экспериментальная проверка результатов обучения может быть индивидуальной (работа учащегося у демонстрационного стола, выполнение практической контрольной работы по всем вариантам класса) или фронтальной (практическое занятие по экспериментальному решению задач, когда проверяются не только знания, ...

Современные информационные технологии в учебном процессе
Технология в переводе с греческого означает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта. Впоследствии термин "технология" перешел в сферу обработки информации, в которой объектом является не материальный, а информационный продукт. Информационн ...

Особенности подготовки кадров по профилю технологии социальной работы
Неудивительно, что после официального введения специальности социального работника первыми социальными работниками стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по специальностям «социальная работа», «социальная педагоги ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru