Содержание современного образования

Современное образование » Содержание современного образования

Страница 1

Учитель никогда не критикует, не сравнивает, не призывает. Он показывает, объясняет, дает пример. Критика порождает сомнение в своих творческих силах, а установки приучают к исполнительности и рутине.

Г. Воробьев

"Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения", – писал Томас Кун.

Образовательная парадигма – это совокупность взглядов на ребенка (ученика, воспитанника), определяющих направленность обучения и воспитания, содержание и стиль педагогического взаимодействия. В рамках традиционной образовательной парадигмы ребенок воспринимался как объект воспитательного воздействия, как сосуд для наполнения ЗУНами, школа – как «фабрика сделанных голов" (2, с.200), нужных и полезных обществу, общение учителя и учеников – как преимущественно ролевое, монологическое, оценочное. Бурный научно-технический прогресс обесценил ЗУНы в качестве образовательной цели: образование стало непрерывным, возросла роль самообразования, увеличился спрос на творческую личность, не воспроизводящую, а генерирующую новое знание. Возникла необходимость развивать личность, которая сможет постоянно обновлять фонд своих знаний, самосовершенствоваться во всех сферах жизни. К тому же в обществе, идущем по пути цивилизованного развития утилитарное отношение к человеку (как к носителю полезных обществу функций) сменяется ценностным, а, значит, и ребенок как развивающаяся личность с его уникальным внутренним миром, детской субкультурой должен быть принят и признан взрослыми.

В 1990 году в Москве состоялась международная конференция по проблеме гуманизации образования, на которой обсуждалось новое представление о цели образования: полное по возможности развитие творческого потенциала личности, соединение индивидуального бытия человека с культурой (4).

Новая ориентация потребовала преодоления манипулирования сознанием воспитанников, отхода от практики индоктринизации (навязывания стереотипов мышления) и очеловечивания образования. Последнее означает: природосообразность образования, уважение к личности, формирование ее самостоятельности, установление гуманных доверительных отношений между педагогами и воспитанниками, то есть замену учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия личностно-ориентированной

Соответственно цели и иной подход к определению содержания образования: содержание образования – не педагогически адаптированные основы наук, а педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Его компоненты:

знания о природе, технике, человеке;

опыт деятельности;

опыт творческой деятельности;

опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Новый этап развития образования связывается с процессом осмысления единства всех кругов знания: науки, искусства, религии.

Культурологическая концепция образования не сводит его только к науке, а, значит, и человека не сужает только до человека рационального, логически мыслящего. Логика уравнивается в правах с интуицией. Поэтому предметы искусства становятся приоритетами в учебных заведениях любых профилей: без них не могут быть реализованы 3 и 4 компоненты содержания образования, не может быть сгармонизирована деятельность двух мозговых полушарий. Сегодня известно, что даже решение сугубо технической задачи есть результат сложной совместной деятельности левополушарной и правополушарной стратегий мышления. Более того, быстрота, легкость, оригинальность, нестандартность любых решений определяется именно уровнем развития эмоционально-образного, правополушарного мышления.

Содержание традиционного образования апеллирует прежде всего к левому полушарию. Незадействованное правополушарное мышление закрепощается. Особенно это опасно для учащихся начальных классов: естественный в этом возрасте спад креативности усугубляется форсированием развития левополушарных функций, что нарушает присущее младшим школьникам целостное, мифологическое восприятие мира. Поэтому сегодня делаются попытки создания "двуполушарных" учебников для начальной школы – таких, которые сообразны природе детского мышления: и текст, и картинки, и разъяснение, метафора. Одна и та же информация подается и открыто (текст), и на уровне образного подтекста. Из заданий убран императивный стиль (творчество и императив – не несовместимы), формулировки заданий предполагают свободу выбора (Соболева О.Л. Правил легче нет на свете// Психологическая газета.2000.№10)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Значение учреждений дополнительного образования в становлении личности ребенка
Дополнительного образования наших детей и подростков имеет огромное значение для наших детей, так как воспитывает в них личность ребенка. В чем же заключается эта значимость? Воспитательное значение во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им детской психологии, учета возр ...

Самостоятельная организация деятельности детей в первой половине дня
Утро я начала с приема детей в группу, воспитатель наблюдала за моими действиями. После того как все дети были в группе я проводила утреннюю зарядку с детьми, потом назначила дежурных для сервировки столов, а с остальными детьми наводили порядок в группе. После того как дети сели за столы пожелала ...

Общая характеристика иноязычного лексикона
Ядром билилингвальной личности является иноязычный лексикон. Под термином «лексикон» А.А. Залевская понимает сложную систему многоярусных, многократно пересекающихся семантических полей, с помощью которых упорядочивается и хранится в более или менее полной готовности к употреблению в деятельности р ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru