Содержание современного образования

Современное образование » Содержание современного образования

Страница 1

Учитель никогда не критикует, не сравнивает, не призывает. Он показывает, объясняет, дает пример. Критика порождает сомнение в своих творческих силах, а установки приучают к исполнительности и рутине.

Г. Воробьев

"Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения", – писал Томас Кун.

Образовательная парадигма – это совокупность взглядов на ребенка (ученика, воспитанника), определяющих направленность обучения и воспитания, содержание и стиль педагогического взаимодействия. В рамках традиционной образовательной парадигмы ребенок воспринимался как объект воспитательного воздействия, как сосуд для наполнения ЗУНами, школа – как «фабрика сделанных голов" (2, с.200), нужных и полезных обществу, общение учителя и учеников – как преимущественно ролевое, монологическое, оценочное. Бурный научно-технический прогресс обесценил ЗУНы в качестве образовательной цели: образование стало непрерывным, возросла роль самообразования, увеличился спрос на творческую личность, не воспроизводящую, а генерирующую новое знание. Возникла необходимость развивать личность, которая сможет постоянно обновлять фонд своих знаний, самосовершенствоваться во всех сферах жизни. К тому же в обществе, идущем по пути цивилизованного развития утилитарное отношение к человеку (как к носителю полезных обществу функций) сменяется ценностным, а, значит, и ребенок как развивающаяся личность с его уникальным внутренним миром, детской субкультурой должен быть принят и признан взрослыми.

В 1990 году в Москве состоялась международная конференция по проблеме гуманизации образования, на которой обсуждалось новое представление о цели образования: полное по возможности развитие творческого потенциала личности, соединение индивидуального бытия человека с культурой (4).

Новая ориентация потребовала преодоления манипулирования сознанием воспитанников, отхода от практики индоктринизации (навязывания стереотипов мышления) и очеловечивания образования. Последнее означает: природосообразность образования, уважение к личности, формирование ее самостоятельности, установление гуманных доверительных отношений между педагогами и воспитанниками, то есть замену учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия личностно-ориентированной

Соответственно цели и иной подход к определению содержания образования: содержание образования – не педагогически адаптированные основы наук, а педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Его компоненты:

знания о природе, технике, человеке;

опыт деятельности;

опыт творческой деятельности;

опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Новый этап развития образования связывается с процессом осмысления единства всех кругов знания: науки, искусства, религии.

Культурологическая концепция образования не сводит его только к науке, а, значит, и человека не сужает только до человека рационального, логически мыслящего. Логика уравнивается в правах с интуицией. Поэтому предметы искусства становятся приоритетами в учебных заведениях любых профилей: без них не могут быть реализованы 3 и 4 компоненты содержания образования, не может быть сгармонизирована деятельность двух мозговых полушарий. Сегодня известно, что даже решение сугубо технической задачи есть результат сложной совместной деятельности левополушарной и правополушарной стратегий мышления. Более того, быстрота, легкость, оригинальность, нестандартность любых решений определяется именно уровнем развития эмоционально-образного, правополушарного мышления.

Содержание традиционного образования апеллирует прежде всего к левому полушарию. Незадействованное правополушарное мышление закрепощается. Особенно это опасно для учащихся начальных классов: естественный в этом возрасте спад креативности усугубляется форсированием развития левополушарных функций, что нарушает присущее младшим школьникам целостное, мифологическое восприятие мира. Поэтому сегодня делаются попытки создания "двуполушарных" учебников для начальной школы – таких, которые сообразны природе детского мышления: и текст, и картинки, и разъяснение, метафора. Одна и та же информация подается и открыто (текст), и на уровне образного подтекста. Из заданий убран императивный стиль (творчество и императив – не несовместимы), формулировки заданий предполагают свободу выбора (Соболева О.Л. Правил легче нет на свете// Психологическая газета.2000.№10)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Помимо использования приёма комментированного чтения, успешно применяемого в методике преподавания литературы, мы считаем необходимым ввести в практику преподавания новые приёмы, которые пока ещё не используются или недостаточно используются на уроках литературы. Одним из компонентов системы коммен ...

Методика изучения квадратных уравнений
С началом изучения систематического курса алгебры основное внимание уделяется способам решения квадратных уравнений, которые становятся специальным объектом изучения. Для изучения данной темы по программе для общеобразовательных учреждений отводится 26 часов [8, 151]. Основная цель - выработать уме ...

Практическая работа по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»
Цель формирующего этапа эксперимента: повысить уровень развития восприятия детей раннего возраста в предметной деятельности. В основу работы по развитию восприятия детей были положены условия гипотезы и учтены результаты констатирующего этапа эксперимента. На формирующем этапе эксперимента, мы сост ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru