Содержание современного образования

Современное образование » Содержание современного образования

Страница 1

Учитель никогда не критикует, не сравнивает, не призывает. Он показывает, объясняет, дает пример. Критика порождает сомнение в своих творческих силах, а установки приучают к исполнительности и рутине.

Г. Воробьев

"Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения", – писал Томас Кун.

Образовательная парадигма – это совокупность взглядов на ребенка (ученика, воспитанника), определяющих направленность обучения и воспитания, содержание и стиль педагогического взаимодействия. В рамках традиционной образовательной парадигмы ребенок воспринимался как объект воспитательного воздействия, как сосуд для наполнения ЗУНами, школа – как «фабрика сделанных голов" (2, с.200), нужных и полезных обществу, общение учителя и учеников – как преимущественно ролевое, монологическое, оценочное. Бурный научно-технический прогресс обесценил ЗУНы в качестве образовательной цели: образование стало непрерывным, возросла роль самообразования, увеличился спрос на творческую личность, не воспроизводящую, а генерирующую новое знание. Возникла необходимость развивать личность, которая сможет постоянно обновлять фонд своих знаний, самосовершенствоваться во всех сферах жизни. К тому же в обществе, идущем по пути цивилизованного развития утилитарное отношение к человеку (как к носителю полезных обществу функций) сменяется ценностным, а, значит, и ребенок как развивающаяся личность с его уникальным внутренним миром, детской субкультурой должен быть принят и признан взрослыми.

В 1990 году в Москве состоялась международная конференция по проблеме гуманизации образования, на которой обсуждалось новое представление о цели образования: полное по возможности развитие творческого потенциала личности, соединение индивидуального бытия человека с культурой (4).

Новая ориентация потребовала преодоления манипулирования сознанием воспитанников, отхода от практики индоктринизации (навязывания стереотипов мышления) и очеловечивания образования. Последнее означает: природосообразность образования, уважение к личности, формирование ее самостоятельности, установление гуманных доверительных отношений между педагогами и воспитанниками, то есть замену учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия личностно-ориентированной

Соответственно цели и иной подход к определению содержания образования: содержание образования – не педагогически адаптированные основы наук, а педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Его компоненты:

знания о природе, технике, человеке;

опыт деятельности;

опыт творческой деятельности;

опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Новый этап развития образования связывается с процессом осмысления единства всех кругов знания: науки, искусства, религии.

Культурологическая концепция образования не сводит его только к науке, а, значит, и человека не сужает только до человека рационального, логически мыслящего. Логика уравнивается в правах с интуицией. Поэтому предметы искусства становятся приоритетами в учебных заведениях любых профилей: без них не могут быть реализованы 3 и 4 компоненты содержания образования, не может быть сгармонизирована деятельность двух мозговых полушарий. Сегодня известно, что даже решение сугубо технической задачи есть результат сложной совместной деятельности левополушарной и правополушарной стратегий мышления. Более того, быстрота, легкость, оригинальность, нестандартность любых решений определяется именно уровнем развития эмоционально-образного, правополушарного мышления.

Содержание традиционного образования апеллирует прежде всего к левому полушарию. Незадействованное правополушарное мышление закрепощается. Особенно это опасно для учащихся начальных классов: естественный в этом возрасте спад креативности усугубляется форсированием развития левополушарных функций, что нарушает присущее младшим школьникам целостное, мифологическое восприятие мира. Поэтому сегодня делаются попытки создания "двуполушарных" учебников для начальной школы – таких, которые сообразны природе детского мышления: и текст, и картинки, и разъяснение, метафора. Одна и та же информация подается и открыто (текст), и на уровне образного подтекста. Из заданий убран императивный стиль (творчество и императив – не несовместимы), формулировки заданий предполагают свободу выбора (Соболева О.Л. Правил легче нет на свете// Психологическая газета.2000.№10)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Проблемы формирования гуманистической направленности в психолого-педагогической литературе
Система ценностей гуманизма во многом имеет историческую природу. Их содержание менялось от эпохи к эпохе, т. е. гуманизм с точки зрения ценностей исторически конкретен. Так, в 15 — 16-м веках это были ценности, характерные для идеологии буржуазии: свобода человеческой личности, право человека на н ...

Цель и задачи исследования Характеристика состава экспериментальной и контрольной группы
Наглядно-действенное мышление - форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая, прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно восп ...

Учебные функции ролевых игр
А теперь давайте рассмотрим ролевую игру с точки зрения ее других основных характеристик. В условиях обучения ролевая игра - это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в опр ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru