Учитель никогда не критикует, не сравнивает, не призывает. Он показывает, объясняет, дает пример. Критика порождает сомнение в своих творческих силах, а установки приучают к исполнительности и рутине.
Г. Воробьев
"Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения", – писал Томас Кун.
Образовательная парадигма – это совокупность взглядов на ребенка (ученика, воспитанника), определяющих направленность обучения и воспитания, содержание и стиль педагогического взаимодействия. В рамках традиционной образовательной парадигмы ребенок воспринимался как объект воспитательного воздействия, как сосуд для наполнения ЗУНами, школа – как «фабрика сделанных голов" (2, с.200), нужных и полезных обществу, общение учителя и учеников – как преимущественно ролевое, монологическое, оценочное. Бурный научно-технический прогресс обесценил ЗУНы в качестве образовательной цели: образование стало непрерывным, возросла роль самообразования, увеличился спрос на творческую личность, не воспроизводящую, а генерирующую новое знание. Возникла необходимость развивать личность, которая сможет постоянно обновлять фонд своих знаний, самосовершенствоваться во всех сферах жизни. К тому же в обществе, идущем по пути цивилизованного развития утилитарное отношение к человеку (как к носителю полезных обществу функций) сменяется ценностным, а, значит, и ребенок как развивающаяся личность с его уникальным внутренним миром, детской субкультурой должен быть принят и признан взрослыми.
В 1990 году в Москве состоялась международная конференция по проблеме гуманизации образования, на которой обсуждалось новое представление о цели образования: полное по возможности развитие творческого потенциала личности, соединение индивидуального бытия человека с культурой (4).
Новая ориентация потребовала преодоления манипулирования сознанием воспитанников, отхода от практики индоктринизации (навязывания стереотипов мышления) и очеловечивания образования. Последнее означает: природосообразность образования, уважение к личности, формирование ее самостоятельности, установление гуманных доверительных отношений между педагогами и воспитанниками, то есть замену учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия личностно-ориентированной
Соответственно цели и иной подход к определению содержания образования: содержание образования – не педагогически адаптированные основы наук, а педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Его компоненты:
знания о природе, технике, человеке;
опыт деятельности;
опыт творческой деятельности;
опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Новый этап развития образования связывается с процессом осмысления единства всех кругов знания: науки, искусства, религии.
Культурологическая концепция образования не сводит его только к науке, а, значит, и человека не сужает только до человека рационального, логически мыслящего. Логика уравнивается в правах с интуицией. Поэтому предметы искусства становятся приоритетами в учебных заведениях любых профилей: без них не могут быть реализованы 3 и 4 компоненты содержания образования, не может быть сгармонизирована деятельность двух мозговых полушарий. Сегодня известно, что даже решение сугубо технической задачи есть результат сложной совместной деятельности левополушарной и правополушарной стратегий мышления. Более того, быстрота, легкость, оригинальность, нестандартность любых решений определяется именно уровнем развития эмоционально-образного, правополушарного мышления.
Содержание традиционного образования апеллирует прежде всего к левому полушарию. Незадействованное правополушарное мышление закрепощается. Особенно это опасно для учащихся начальных классов: естественный в этом возрасте спад креативности усугубляется форсированием развития левополушарных функций, что нарушает присущее младшим школьникам целостное, мифологическое восприятие мира. Поэтому сегодня делаются попытки создания "двуполушарных" учебников для начальной школы – таких, которые сообразны природе детского мышления: и текст, и картинки, и разъяснение, метафора. Одна и та же информация подается и открыто (текст), и на уровне образного подтекста. Из заданий убран императивный стиль (творчество и императив – не несовместимы), формулировки заданий предполагают свободу выбора (Соболева О.Л. Правил легче нет на свете// Психологическая газета.2000.№10)
Читайте также:
Обоснование процесса
формирования познавательного интереса младших школьников в педагогической науке
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние ...
Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте
Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа, охватывающие наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание д ...
Классификация методов обучения и воспитания
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют на методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.), методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное иссл ...