Особенности социально-педагогической деятельности в начальной школе

Страница 1

Закон Российской Федерации «Об Образовании» законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса, школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общениях [75,с 63].

Формирование личности ребенка осуществляется в результате взаимодействия ряда процессов: внутренних, связанных с собственными психофизиологическими изменениями, усилиями по самоизменению, активностью в освоении окружающей среды.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста средовые влияния ограничены малым кругом общения (семья, детский сад, школа, двор), который представляет единство двух основных социальных подсистем: исходная подсистема «взрослый - ребенок» и подключающаяся к ней на определенной стадии подсистема «ребенок - ребенок». В силу специфики детского возраста, важнейшая роль в социальной микросреде ребенка принадлежит воспитательному микросоциуму – его родителям и педагогам – воздействие которых на ребенка может носить направленный и стихийный, прямой и косвенный, позитивный и негативный характер. Это влияние усилено референтностью взрослого для ребенка, «эффектом ореола» педагога и его авторитета на всю систему отношений и ценностных ориентаций ребенка, преобладанием механизмов идентификации и адаптации, а также социальной позицией ребенка «я в обществе», реализующей его потребность в приобщении себя к обществу (А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова).[4,с.28.]

Ребенок овладевает социальным опытом в совместной деятельности и общении со взрослыми. Социальная микросреда, включающая также такую важную составляющую как общество сверстников, является источником, движущей силой развития личности ребенка, важным фактором и условием его воспитания и социализации. Однако любой элемент среды по-разному воздействует на ребенка; внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия, преломляясь в конкретной ситуации его развития (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина).

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, – утверждал Л.С. Выготский, – есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».[47,с.4]

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Половое и гигиеническое воспитание в школе
половой воспитание гендерный Половое воспитание младших школьников осуществляется в процессе преподавания учебного предмета «Человек и мир» (блоки «Человек и общество» и «Человек и его здоровье»), где уже сложилась определенная система в этом направлении, а также при изучении курса по выбору «Здоро ...

Содержание программы
Мир КрасЭйр – это мир путешествий, мир без границ. Детский лагерь «Аэродром перспектив» позволяет его участникам совершать такие путешествия, которые затем помогут им свободно ориентироваться и перемещаться в реальной жизни. Программа является уникальной разработкой, которая способна сочетать в себ ...

Теоретический анализ основных математических понятий
Понятие произведения целых неотрицательных чисел может быть определено по-разному. Рассмотрим сначала подход, в основе которого лежит понятие суммы. Определение. Произведением целых неотрицательных чисел а и b называется такое целое неотрицательное число а·b, которое удовлетворяет следующим условия ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru