Рекомендации по работе с повествовательным текстом

Страница 1

Работа с повествовательным текстом начинается в начальной школе с 1 класса, еще в период обучения грамоте. К повествовательным текстам можно отнести и рассказ, и сказку, и басню, и другие произведения. В основе повествовательных текстов лежит сюжет. Эти тексты вызывают у учеников большой интерес. Их внимание привлекают действия героев, изменения, происходящие в их жизни, события, влияющие на становление характера.

В процессе анализа рассказа используются такие приемы, как словесное и графическое рисование, составление плана, составление рассказа о герое и т. д. Этапы урока чтения соответствуют этапам восприятия художественного произведения.

Рассказы, изучаемые в 1 классе, в большинстве случаев не требуют специальной подготовки учащихся перед восприятием текста. Очень важно при этом организовать этап первичного восприятия. Так как уровень чтения учащихся 1 класса невысок, то будет лучше, если рассказ прочитает учитель. Однако полноценная работа с текстом невозможна, если дети не перечитают текст целиком. После первого прочтения почти все дети уверены, что они все поняли в этом тексте и перечитывать его еще раз нет необходимости. Поэтому на каждом уроке предлагается решить некую учебную задачу, ответить на вопросы, цель которых — вызвать потребность в анализе текста.

Анализируя текст рассказа, мы опираемся, прежде всего, на развитие действия. Анализ событий, представленных в рассказе, близок детям, не вызывает у них затруднений, тем более что большинство произведений в начальной школе невелики по объему и просты по композиции. Опираясь на событие, мы даем характеристику героя произведения. Перечислим некоторые приемы работы над характеристикой героя:

· учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры;

· детям предлагается самостоятельно назвать качества характера героя;

· сопоставляются герои одного произведения и разных произведений.

Понимание главной мысли произведения — это цель анализа. В начальной школе дети только учатся этому. Авторское отношение к героям и событиям важно раскрывать постепенно. В этом помогают следующие вопросы: «Как в описании внешности героя выразилось отношение автора к нему? Почему автор рассказал об этих событиях?»

Приведем пример урока по рассказу В. Осеевой «Хорошее».

Тема: «Рассказ В. Осеевой «Хорошее».

Цели:

· формировать умения выделять главную мысль произведения;

· давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи:

· знакомство с произведением В. Осеевой «Хорошее»;

· формирование умения составлять характеристику героя;

· развитие навыков правильного и осознанного чтения;

· воспитание нравственных качеств личности ребенка: честности и чувства ответственности за свои поступки, доброго отношения к людям.

План урока.

· Организационный момент.

· Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.

· Ориентировочная беседа.

· Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу.

· Аналитическая беседа.

· Обобщение по теме урока.

· Выполнение творческого задания.

· Подведение итогов урока.

Составные элементы анализа.

Тематика, проблематика, характеристика образа главного героя, язык произведения.

Организация урока.

Слово учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа, характеристика образа героя.

Оборудование урока.

Учебник с текстом В. Осеевой «Хорошее», иллюстрации к рассказу, выставка книг В. Осеевой.

Ход урока.

Введение.

· Знакомство с книгой В. Осеевой.

· Мы с вами прочитали несколько рассказов детской писательницы Валентины Александровны Осеевой. Перечислите их. Какие из этих рассказов можно прочитать в этой книге? Как мы их можем найти? (По содержанию.) Какие рассказы мы еще не прочитали? Откройте учебник. С каким рассказом нам предстоит сегодня знакомство? Мы прочитаем сегодня рассказ с очень приятным названием «Хорошее». О чем может говориться в этом рассказе? Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?) В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

Основная часть.

· Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Организационные педагогические основы развития одаренности детей дошкольного возраста
В многочисленных книгах и статьях о развитии одаренности ребенка, публикуемых в последнее время содержится много самых разных методических задач, интересных заданий для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п. Но, как известно серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отд ...

Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности
Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантн ...

Система упражнений, обеспечивающая усвоение таблицы умножения и деления
Табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деления, учащиеся должны усвоить на уровне навыков. Основное средство выработки таких навыков – выполнение учащимися тренировочных упражнений. Если упражнения будут однотипными, повторяющимися, они могут вызвать потерю интереса у учащихся, поэт ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru