Рекомендации по работе с повествовательным текстом

Страница 1

Работа с повествовательным текстом начинается в начальной школе с 1 класса, еще в период обучения грамоте. К повествовательным текстам можно отнести и рассказ, и сказку, и басню, и другие произведения. В основе повествовательных текстов лежит сюжет. Эти тексты вызывают у учеников большой интерес. Их внимание привлекают действия героев, изменения, происходящие в их жизни, события, влияющие на становление характера.

В процессе анализа рассказа используются такие приемы, как словесное и графическое рисование, составление плана, составление рассказа о герое и т. д. Этапы урока чтения соответствуют этапам восприятия художественного произведения.

Рассказы, изучаемые в 1 классе, в большинстве случаев не требуют специальной подготовки учащихся перед восприятием текста. Очень важно при этом организовать этап первичного восприятия. Так как уровень чтения учащихся 1 класса невысок, то будет лучше, если рассказ прочитает учитель. Однако полноценная работа с текстом невозможна, если дети не перечитают текст целиком. После первого прочтения почти все дети уверены, что они все поняли в этом тексте и перечитывать его еще раз нет необходимости. Поэтому на каждом уроке предлагается решить некую учебную задачу, ответить на вопросы, цель которых — вызвать потребность в анализе текста.

Анализируя текст рассказа, мы опираемся, прежде всего, на развитие действия. Анализ событий, представленных в рассказе, близок детям, не вызывает у них затруднений, тем более что большинство произведений в начальной школе невелики по объему и просты по композиции. Опираясь на событие, мы даем характеристику героя произведения. Перечислим некоторые приемы работы над характеристикой героя:

· учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры;

· детям предлагается самостоятельно назвать качества характера героя;

· сопоставляются герои одного произведения и разных произведений.

Понимание главной мысли произведения — это цель анализа. В начальной школе дети только учатся этому. Авторское отношение к героям и событиям важно раскрывать постепенно. В этом помогают следующие вопросы: «Как в описании внешности героя выразилось отношение автора к нему? Почему автор рассказал об этих событиях?»

Приведем пример урока по рассказу В. Осеевой «Хорошее».

Тема: «Рассказ В. Осеевой «Хорошее».

Цели:

· формировать умения выделять главную мысль произведения;

· давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи:

· знакомство с произведением В. Осеевой «Хорошее»;

· формирование умения составлять характеристику героя;

· развитие навыков правильного и осознанного чтения;

· воспитание нравственных качеств личности ребенка: честности и чувства ответственности за свои поступки, доброго отношения к людям.

План урока.

· Организационный момент.

· Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.

· Ориентировочная беседа.

· Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу.

· Аналитическая беседа.

· Обобщение по теме урока.

· Выполнение творческого задания.

· Подведение итогов урока.

Составные элементы анализа.

Тематика, проблематика, характеристика образа главного героя, язык произведения.

Организация урока.

Слово учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа, характеристика образа героя.

Оборудование урока.

Учебник с текстом В. Осеевой «Хорошее», иллюстрации к рассказу, выставка книг В. Осеевой.

Ход урока.

Введение.

· Знакомство с книгой В. Осеевой.

· Мы с вами прочитали несколько рассказов детской писательницы Валентины Александровны Осеевой. Перечислите их. Какие из этих рассказов можно прочитать в этой книге? Как мы их можем найти? (По содержанию.) Какие рассказы мы еще не прочитали? Откройте учебник. С каким рассказом нам предстоит сегодня знакомство? Мы прочитаем сегодня рассказ с очень приятным названием «Хорошее». О чем может говориться в этом рассказе? Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?) В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

Основная часть.

· Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Определение инструментария для мониторинга развития подростка в процессе учебно-тренировочных занятий
В силу индивидуального характера многих программ дополнительного образования в идеале для каждого тренера необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи. Вместе с тем для облегчения создания таких методик тренерам целесообразно предложить общую схему (матри ...

Изучение организационных документов учреждения
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» (далее именуется - Университет) образовано в результате переименования Дальневосточной государственной морской академии адмирала Г.И. Не ...

Методы преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уров ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru