История возникновения и развития факультативных занятий по математике

Современное образование » "Параметры в геометрии" для учащихся восьмых классов общеобразовательной школы » История возникновения и развития факультативных занятий по математике

Страница 1

В начале ХХ века в средней общеобразовательной школе были созданы внепрограммные групповые занятия по математике с целью развития и поддержания интереса учащихся к этому предмету с помощью его углубленного изучения.

Групповые занятия предназначались только для желающих, при их разработке учитывались запросы и интересы учащихся, реальные возможности учителя, количественный и возрастной состав слушателей.

1-й Всероссийский съезд преподавателей математики, проходивший в Петербурге в 1913г, открыл новый этап в развитии математического образования русской школы. На съезде выступали такие знаменитые педагоги, как Кулишев А.Р., Лебединцев К.Ф., Поссе К.А. и многие другие. Среди обсуждаемых проблем наиболее остро выделялась проблема возможности сближения курса математики в средней школе с курсом математики в высших учебных заведениях.

Поссе К.А. отметил, что самым правильным решением будет создание двух курсов по математике в средней школе: общего и специального. Общий курс является обязательным для всех, а специальный – рассчитан на учеников, которые желают поступить в ВУЗы на физико-математический факультет и связать свою профессиональную деятельность с математикой.

На этом съезде в своём докладе Лермонтов В.В. также внес предложение об углублённом факультативном изучении математики способными ребятами с целью реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения.

В конце всех выступлений была предложена задача: подробно разработать такую методику преподавания математики в средней школе, которая бы сохраняла математический общеобразовательный характер и допускала бы специализацию в старших классах, учитывающую индивидуальные особенности учащихся.

В министерстве прислушались к мнению педагогов, и уже в 1915г. Были решены важнейшие проблемы реформы школьного образования. У учащихся появилась возможность в зависимости от своих способностей и интересов выбрать одно из направлений, появившихся в старших классах: математическое, естественное, гуманитарно-классическое, ново-гуманитарное.

В 1957г. На собрании Академии педагогических наук с докладом выступил профессор Гончаров Н.К. Он предложил в 8-10 классы ввести отделение с преобладанием предметов физико-математического и технического, биолого-агрономического, социально-экономического и гуманитарного циклов. Это создало бы реальные условия для развития индивидуальных склонностей и способностей учащихся, сознательного выбора ими профессии, лучшей подготовки к занятиям, к учёбе в высших учебных заведениях.

В 1966 году 10 ноября было опубликовано правительственное постановление "О мерах дополнительного улучшения работы средней общеобразовательной школы". В нем отмечалось, что уровень учебно-воспитательной работы школы не соответствует новым, более жестким требованиям, предъявляемым к качеству подготовки учащихся, и не отвечает запросам общества, остро нуждающегося в высококвалифицированных кадрах. Среди мер по ликвидации отставания была предложена такая важная для школы форма обучения, как факультативы. Под факультативами понимался учебный курс, изучаемый учащимися по их желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний. Факультативные занятия вводились с целью углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, для развития разносторонних интересов и способностей учащихся.

Таким образом, Факультативные занятия явились формой дифференциации обучения, учитывающие индивидуальные склонности и способности учащихся.

Внедрение в школьную практику Факультативных занятий помогло решить ряд актуальных задач, стоящих перед школой.

- Факультативные занятия стали также важны, как и уроки по обязательной программе;

- Факультативные занятия получили четкое место в расписании каждой школы;

- Факультативные занятия помогли тысячам школьников определить свой жизненный и трудовой путь, сделать правильный выбор профессии;

- Факультативные занятия помогли учителям поднять уровень преподавания на более высокий теоретический уровень;

- работа учителя по проведению Факультативных занятий стала оплачиваться наравне с проведением уроков (этот положительный моральный и материальный эффект способствовал повышению авторитета Факультативных занятий).

В практику работы школы Факультативные занятия вошли, начиная с 1967-1968 учебного года. В методике его считают началом первого из трех этапов введения факультативов по математике в школе.

Первые курсы назывались "Дополнительные главы и вопросы математики" и "Специальные курсы". Их программы были опубликованы в журнале "Математика в школе".

Некоторые темы, например, "Метод координат", "Геометрические преобразования", "Производная", "Интеграл" и другие после успешной апробации на Факультативных занятиях были включены в основной курс математики.

В течение следующего десятилетия (1966-1975гг) Факультативный курс по математике стал трактоваться как "Факультативный курс по единой общереспубликанской программе" ("Единый Факультативный курс"). В 1975г было издано "Положение о Факультативных занятиях в общеобразовательных школах РСФСР". В силу этого положения преподавание Факультативного курса предписывался ряд черт, существенно сближавших его с преподаванием обязательных курсов.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Методы выявления и диагностики одаренности
Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований. В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор, но и психологическую помощь одаренному ребенку, сфера диагностики существенно расширяется. Она может вк ...

Сущностная характеристика языковой компетенции
обучение иностранный язык педагогический Технология проектного обучения иностранному языку Термин “языковая компетенция” был введен Н.Хомским примерно в середине XX в. и семантически противопоставлен термину “использование языка”. Различие значений этих терминов раскрывалось как разница между знани ...

Эффективность применения инструментального программного комплекса для построения интеллектуальных тестирующих систем
В современных условиях наряду с традиционным обучением широко используется электронное. Существует большое количество разнообразных компьютерных средств обучения (КСО). Основной способ контроля знаний в КСО – тестирование. Тесты используются не только для измерения учебных достижений, но и для обуч ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru