Образование - основа развития личности

Страница 2

• признание за обучением определяющего основного источника развития личности;

• формирование личности с заранее заданными (планируемы­ми) качествами, свойствами, способностями («стань таким, как я хочу»);

• понимание развития (возрастного, индивидуального) как на­ращивание знаний, умений, навыков (увеличение их объема, ус­ложнение содержания) и овладение социально-значимыми эта­лонами в виде понятий, идеалов, образцов поведения;

• выделение и отработка характеристик личности как продукта «коллективный субъект»;

• определение механизма усвоения обучаю­щих воздействий в качестве основного источника развития лич­ности.

В настоящее время существует иной подход к пониманию и организации личностно-ориентированного обу­чения. В основе его лежит признание индивидуальности, са­мобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.

Этот термин означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, прошлым, житейским, стихийным и т.п. В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Употребляя термин «субъектный опыт», нужно подчеркнуть его принадлежность конкретному человеку как носителю собственной биографии.

В рамках этого подхода ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Будем исходить из следующих положений.

• Образование — это не только обучение (воспитание), но и учение, как особая индивидуальная деятельность учени­ка.

• Учение не есть прямая проекция обучения.

• Ученик не становится субъектом обучения, а им изна­чально является как носитель субъектного опыта (в обуче­нии происходит «встреча» заданного с уже имеющимися субъ­ектным опытом, обогащение, «окультуривание» последнего, а вовсе не его порождение).

• Субъектность (индивидуальность) проявляется в избира­тельности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, спосо­бах проработки учебного материала, эмоционально-лично­стном отношении к объектам познания.

Включенность субъектного опыта в процесс познания (усвое­ния) определяет различие таких понятий, как «обученность» и «образованность». Обучить в принципе можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуаль­но выработанные способы учебной работы и руководствуясь лич­ностным отношением к ней. Обезличенных знаний не бывает.

Следует различать знания и информацию. Научная информа­ция дается через содержание учебного материала. При усвоении этой информации ученик «пропускает» ее через свой субъ­ектный опыт и превращает в индивидуальное знание. Иного пути формирования знания просто нет. Но и учитель, сообщая науч­ную информацию, выражает свое отношение к ее содержанию, использует собственный субъектный опыт. Происходит сложное согласование двух носителей знания — ученика и учителя, как равноправных содержателей знания.

Итак, обучение и учение взаимосвязаны, но не тождественны. Обучением через его содержание задаются социокультурные об­разцы познания, поведения, обязательные для всех.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Классификация методов обучения и воспитания
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют на методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.), методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное иссл ...

Проблемы речевого развития
Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением е ...

Сущность понятия «политехнические основы образования»
Политехнизм – (от греч. poly - много и techne – искусство) - это система обучения, при которой обучаемые теоретически и практически знакомятся с главными отраслями производства[13, с. 24]. Политехническое образование в школе, одна из важнейших составных частей воспитания, предусматривает ознакомлен ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru