Образование - основа развития личности

Страница 3

В учении реализуется индивидуальная познавательная дея­тельность, которая в силу природной активности ребенка фор­мируется очень рано, подчас стихийно, еще до систематиче­ского обучения в школе. К моменту поступления в школу ре­бенок уже является носителем собственного познавательного опыта, т.е. субъектом образовательного процесса, где он са­моразвивается и самореализуется. Основная функция учителя состоит не в нивелировании, оттормаживании опыта ребенка как несущественного, а, наоборот, в максимальном его выяв­лении, использовании, «окультуривании» путем обогащения ре­зультатами общественно-исторического опыта.

Реализация личностно-ориентированного обучения тре­бует смены «векторов» в педагогике: от обучения, к учению, как индивидуальной деятельности школь­ника, ее коррекции и педагогической поддержки.

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно ме­няется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обу­чения — не реализация его планируемых ре­зультатов, а раскрытие индивидуальных познавательных возмож­ностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения. Развитие способностей ученика — основная задача личностно-ориентированного обучения, и «вектор» развития строится не от обучения к учению, о, наоборот, от ученика к определению педагогических воздейст­вий, способствующих его развитию. На это должен быть нацелен весь образовательный процесс изучения информатики.

Невоз­можно построить идеальную модель, как это принято, т.е. наме­тить общие цели и конечные результаты без учета «сопротивле­ния материала», каким является ученик как носитель субъектного опыта. В этом смысле можно различить термин «прожектирование» (мысленное, идеальное простраивание чего-либо) и проектиро­вание (как создание и практическое воплощение проекта). Эф­фект создания и управления личностно-ориентированным обуче­нием зависит не только от организации, но в значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъек­та образовательного процесса. Это делает само проектирова­ние гибким, вариативным, многофакторным.

Проектирование личностно-ориентированной системы обуче­ния информатике предполагает:

признание ученика основным субъектом процесса обучения;

определение цели проектирования — развитие индивидуаль­ных способностей ученика;

определение средств, обеспечивающих реализацию постав­ленной цели посредством выявления и структурирования субъ­ектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

повышении интереса ученика к информатике.

комплектование учебного процесса необходимым техническим и программным обеспечением в соответствии с постоянно развивающимися технологиями.

использование компьютерных технологий в процессе исследования личности ученика.

Совершенствование учебного процесса на базе современных информационных технологий. И мн. др.

Реализация личностно-ориентированного обучения информатике требует раз­работки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаи­модействия участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Структура развивающей среды
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельност ...

Половое и гигиеническое воспитание в семье
Поскольку половое и гигиеническое воспитание, как и всякий другой вид воспитания – проблема педагогическая, то важную роль здесь должна играть семья и прежде всего – отец и мать. Семья играет главную роль в формировании личностных и эстетических ценностей у учащихся, является для них примером для п ...

Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы
Для проверки эффективности разработанной методики использования дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников мы провели контрольный эксперимент. Данные формирующего эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень интеллекта в эксп ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru