Образование - основа развития личности

Страница 1

В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фак­тора становления и развития личности как ин­дивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в ко­торой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ценности, требова­ния, адаптируется к ним, а с другой — активно созда­ет для себя необходимые условия для вхождения в куль­туру общества сообразно своим индивидуальным осо­бенностям, мировоззренческим ценностям и личност­ным установкам.

Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповто­римом своеобразии. Это должно обеспечиваться обра­зовательным процессом, основная функция которого — организация единого пространства познания и индиви­дуального развития.

Что такое личностно-ориентированная система обучения информатики? В чем инновационный подход к проектированию этой системы? Попытаемся в этом разобрать­ся.

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для раз­вития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным. Проблема в другом: как понимать личность, где искать источники ее развития.

Нельзя сказать, что школа и учителя, в частности не ставили перед собой цель разви­тия личности. Наоборот, эта цель постоянно декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития. Существовали модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, как выразитель их содержания. Последнее задава­лось идеологией, господствующей в обществе.

Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обуче­ния и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли внешних воздействий (роли педагога, кол­лектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.

Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие ди­дактические модели, через которые реализовывался индивиду­альный подход в обучении. Он сводился в основном к разделе­нию учащихся на сильных, средних, слабых; к педагогической кор­рекции через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овла­дению этим материалом (программированное, проблемное обу­чение). В рамках такого индивидуального подхода проводилась предметная дифференциация, которая, кстати, востребовалась только одним социальным институтом — вузами. Во всех же ос­тальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имела существенного значения. Общеобразовательная школа в основном готовила к вузу, и этот социальный заказ выполняла через предметную дифференциацию, при этом нивелировалась духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии и т.п.).

Модели личностно-ориентированного обуче­ния были подчинены задаче развития познавательных (интеллек­туальных) способностей. Средством развития этих способ­ностей считается учебная деятельность, которая строится как «эта­лонная» по своему содержанию и структуре.

Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний. Чем лучше были организованы знания в системе (по теоретиче­скому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая от содер­жания, специального конструирования учебного материала, обу­чаемость тем самым рассматривалась не столько как индивиду­альная, сколько как типовая особенность личности. Эти модели объ­единяет следующее:

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Значение спорта в воспитании личности подростка
Значение спорта в воспитании личности подростка может быть понято, если исходить из определенной научной концепции личности и ее психических свойств, а также из анализа психологических особенностей спортивной деятельности, так как определенные черты личности формируются в процессе той или иной деят ...

Анализ учебно-методического комплекса
Анализ учебно-методического комплекса является действенным способом разработки новых более продуктивных методик преподавания. УМК позволяет найти недостатки в уже существующих методиках и сформировать наиболее оптимальную методику преподавания и оптимизировать процесс разработки эффективных упражне ...

Использование интернета в создании учащимися презентаций на уроках художественной культуры России
Модернизация всей системы образования должна обеспечить эффективное использование информационных ресурсов. Одним из таких ресурсов при самостоятельной работе учащихся девятого класса над итоговой презентацией по пройденной теме художественной культуры России является Интернет. Только с помощью новы ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru