Ключевой фигурой и организатором личностно-ориентированной образовательной среды является учитель, который профессионально должен быть подготовлен к работе в такой среде, уметь технологически ее обеспечивать. Важным элементом этой среды является взаимодействие с родителями, которые все больше и больше становятся самостоятельными субъектами образования: они выбирают для своих детей содержание образования, педагогические технологии (а через них носителя этих технологий — учителя); активно способствуют (в том числе и в материально-финансовом отношении) созданию образовательной среды, адекватной их представлениям о целях и ценностях личностно-ориентированного образования.
Таким образом, построение целостной образовательной среды личностно-ориентированной школы затрагивает интересы всех основных субъектов образования: учителей, учеников, родителей (замещающих их лиц), руководителей школ. Проектирование и организация образовательной среды зависят от типа школы, наличия нормативных документов, регламентирующих права и обязанности основных субъектов образования. К сожалению, пока требования к организации образовательной среды, адекватной целям и задачам образовательного учреждения (гимназия, лицей, школа-комплекс и др.), складываются эмпирически, в практической работе отдельных школ и нуждаются в профессиональной оценке, принятии соответствующих документов на государственном уровне.
Образовательная среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Ее необходимо постоянно обогащать, обновлять, гибко приспосабливать к требованиям времени, но при этом не за счет ее целостности, органичности, целесообразности во имя развития ребенка "по вертикали". Это хотелось бы особо подчеркнуть, так как в последние голы в школу вводится много учебных предметов, через которые транслируется востребованное обществом содержание знаний: экология, экономика, политология, бизнес и т.п. Однако эти сведения органически не связаны с теми базовыми знаниями, которые изучаются в школе, составляют фундамент общего образования, являются стержнем в развитии личности ученика, составляют вертикальную линию этого развития (в отличии от информатики).
Преемственность знаний — основное педагогическое условие становления когнитивной сферы личности ученика. Это условие должно быть обеспечено образовательной средой, которая сама должна быть экологичной, т.е. отвечать принципам целостности, целесообразности (прежде всего с позиций жизнеобеспечения, здоровья ребенка), приспособляемости к интересам и возможностям каждого ученика, т.е. отвечать принципам личностно-ориентированного образования.
Сейчас усилиями многих инновационных школ созданы различные типы образовательной среды под разные цели и задачи.
С позиции личностно-ориентированного образования нам нужна, прежде всего, такая целостная среда, которая, будучи одинаковой для всех, является вместе с тем разнообразной, т.е. приспособленной для проявления индивидуальности каждого ученика на всей вертикали его возрастного развития.
Читайте также:
История развития системы дополнительного образования детей и подростков
в России
Как социально - педагогическое явление учреждения дополнительного образования имеют историю, уходящую своими корнями в конец Х1Х - начало ХХ веков. За годы их формирования, становления и стабильной практической деятельности определилось их место в общем образовательно-воспитательном процессе, специ ...
Особенности внимания в младшем школьном возрасте
Внимание – это психический процесс, обязательно присутствующий при познании детьми окружающего мира и проявляется, обычно, в сосредоточенности и направленности психики на конкретных объектах. Из потока информации, которая непрерывно идёт из окружающего их мира, лишь благодаря работе внимания дети в ...
Общая
характеристика мышления
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и закономерных связях и отношениях. Мышление человека можно также понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. ...