Построение образовательной среды по изучению индивидуальности ученика

Современное образование » Личностно-ориентированное обучение на уроках информатики » Построение образовательной среды по изучению индивидуальности ученика

Страница 1

Изучение индивидуальности в школе часто отож­дествляют с индивидуальным подходом. Принцип индивидуализации как особая педагогическая ценность существовал в школе всегда. В чем тог­да отличие его реализации в личностно-ориентированном образовании?

В традициях школы основной задачей является со­здание условий, обеспечивающих трансляцию учителем учебной программы, доступной для овладения всеми учащимися. Наличие в классе разных детей (по уровню подготовленности) с неизбежностью ориентирует учи­теля на среднего ученика, по отношению к которому он индивидуализирует свою работу применительно к слабому и сильному ученику. Стремление иметь ров­ный класс, с ним работать — заветная мечта каждого педагога. Он пытается "выровнять" класс: подтянуть слабых, но при этом не забыть своих "звездочек", т.е. сильных (способных) учеников. Иными словами, в тра­диционном понимании обучения индивидуализация подчинена скорее цели создания однородных групп, чем работе с каждым ребенком, независимо от его при­надлежности к группе.

В личностно-ориентированной школе индивидуальный подход является основополагающим принципом постро­ения всего образовательного процесса, целью которого является раскрытие и развитие каждого ребенка.

Таким образом, при традиционном подходе индивидуаль­ные различия детей рассматриваются как неизбежное пре­пятствие, мешающее быстро и легко добиться основной цели — обучить всех заданной программе. Поэтому учитель стремится к сглаживанию этих различий, их нивелированию. При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достиже­ния поставленной цели — обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной сис­теме образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а основополагающим моментом построения обра­зовательной среды, вся практическая реализация которого под­чинена целям и ценностям такого образования.

Образовательная среда должна соответствовать трем ос­новным принципам: вариативности (возможности свободного вы­бора детьми средств и форм самовыражения на основе предло­женных альтернатив); гибкости (возможности педагога гибко из­менять план своего воздействия на ученика); открытости (готов­ности учителя использовать возникающие у детей идеи и предло­жения в совместной деятельности: в ходе урока, проводимых школьных мероприятий и т.п.).

Организация образовательной среды в личностно-ориентирован­ной системе предполагает наличие следующих условий:

• признание педагогическим коллективом основной ценности и цели образования — раскрытие каждого ученика как личности;

• простраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы в соответствии с лич­ностными потребностями, интересами ученика;

• создание системы педагогических воздействий, способству­ющих раскрытию индивидуальности ребенка на всех возраст­ных этапах: от приема в школу до ее окончания;

• разработка школьной документации, позволяющей просле­живать и фиксировать динамику развития ученика от класса

к классу не по отдельным (хотя и важным), а по "сквозным" параметрам, обеспечивающим целостную характеристику ученика как личности.

Личностно-ориентированная среда должна быть целостной, ком­плексной, реализующей единые требования. Это касается всех сто­рон организации образовательного процесса: его дидактического обеспечения, планирования работы с детьми, форм взаимодействия педагога и учащихся, оформления школьных помещений, предмет­ных кабинетов, оборудования, ведения систематических наблюдений за развитием каждого ученика в образовательном процессе; состав­ления школьной документации.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Практическое апробирование заданий для обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся 2 класса на уроках эвенского языка
База исследования: «МОУ» СОШ №38 г. Якутска Республики Саха (Якутия) В исследовании принимало участие 6 учащихся средней общеобразовательной школы №38 г. Якутска Республики Саха (Якутия) Исследование проводилось в период преддипломной практики с 6 ноября по 12 декабря 2010 года в форме учебного зан ...

История социальной работы со слабослышащими детьми за рубежом
Задачи: Изучить особенности зарождения социальной помощи в целом и в т. ч. детям с нарушениями слуха. Рассмотреть основные периоды становления социальной помощи детям с нарушениями слуха. Изучить особенности периода возникновения профессиональной социальной помощи детям с нарушениями слуха. Определ ...

Описание опыта использования компьютерных технологий учителями-практиками
Следует заметить, что использование информационных технологий во многом помогает в работе учителя. На сегодняшний день информационные технологии используются практически а каждом уроке. Для примера приведем слова Шутовой Оксаны Георгиевны - учителя начальных классов, которая говорит: "Использо ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru