Построение образовательной среды по изучению индивидуальности ученика

Современное образование » Личностно-ориентированное обучение на уроках информатики » Построение образовательной среды по изучению индивидуальности ученика

Страница 1

Изучение индивидуальности в школе часто отож­дествляют с индивидуальным подходом. Принцип индивидуализации как особая педагогическая ценность существовал в школе всегда. В чем тог­да отличие его реализации в личностно-ориентированном образовании?

В традициях школы основной задачей является со­здание условий, обеспечивающих трансляцию учителем учебной программы, доступной для овладения всеми учащимися. Наличие в классе разных детей (по уровню подготовленности) с неизбежностью ориентирует учи­теля на среднего ученика, по отношению к которому он индивидуализирует свою работу применительно к слабому и сильному ученику. Стремление иметь ров­ный класс, с ним работать — заветная мечта каждого педагога. Он пытается "выровнять" класс: подтянуть слабых, но при этом не забыть своих "звездочек", т.е. сильных (способных) учеников. Иными словами, в тра­диционном понимании обучения индивидуализация подчинена скорее цели создания однородных групп, чем работе с каждым ребенком, независимо от его при­надлежности к группе.

В личностно-ориентированной школе индивидуальный подход является основополагающим принципом постро­ения всего образовательного процесса, целью которого является раскрытие и развитие каждого ребенка.

Таким образом, при традиционном подходе индивидуаль­ные различия детей рассматриваются как неизбежное пре­пятствие, мешающее быстро и легко добиться основной цели — обучить всех заданной программе. Поэтому учитель стремится к сглаживанию этих различий, их нивелированию. При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достиже­ния поставленной цели — обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной сис­теме образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а основополагающим моментом построения обра­зовательной среды, вся практическая реализация которого под­чинена целям и ценностям такого образования.

Образовательная среда должна соответствовать трем ос­новным принципам: вариативности (возможности свободного вы­бора детьми средств и форм самовыражения на основе предло­женных альтернатив); гибкости (возможности педагога гибко из­менять план своего воздействия на ученика); открытости (готов­ности учителя использовать возникающие у детей идеи и предло­жения в совместной деятельности: в ходе урока, проводимых школьных мероприятий и т.п.).

Организация образовательной среды в личностно-ориентирован­ной системе предполагает наличие следующих условий:

• признание педагогическим коллективом основной ценности и цели образования — раскрытие каждого ученика как личности;

• простраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы в соответствии с лич­ностными потребностями, интересами ученика;

• создание системы педагогических воздействий, способству­ющих раскрытию индивидуальности ребенка на всех возраст­ных этапах: от приема в школу до ее окончания;

• разработка школьной документации, позволяющей просле­живать и фиксировать динамику развития ученика от класса

к классу не по отдельным (хотя и важным), а по "сквозным" параметрам, обеспечивающим целостную характеристику ученика как личности.

Личностно-ориентированная среда должна быть целостной, ком­плексной, реализующей единые требования. Это касается всех сто­рон организации образовательного процесса: его дидактического обеспечения, планирования работы с детьми, форм взаимодействия педагога и учащихся, оформления школьных помещений, предмет­ных кабинетов, оборудования, ведения систематических наблюдений за развитием каждого ученика в образовательном процессе; состав­ления школьной документации.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Использование интернета в создании учащимися презентаций на уроках художественной культуры России
Модернизация всей системы образования должна обеспечить эффективное использование информационных ресурсов. Одним из таких ресурсов при самостоятельной работе учащихся девятого класса над итоговой презентацией по пройденной теме художественной культуры России является Интернет. Только с помощью новы ...

Деловая игра «Журналист»
Игровая задача: Впервые встретившись, посетив несколько новых для них мест города, ребята должны были за один день сделать газету. Самостоятельно - от момента первого впечатления до редакторской работы над оригинал-макетом - и все это за семь часов. Отметим сразу: с игровой задачей общими усилиями ...

Профилактика девиантного поведения
Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить»,- неоднократно говорил М.Я. Мудров. Профилактика- это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий. [27] Профилактической и коррекционной рабо ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru