5) Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) - форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ.
6) Участие старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий [12, С.60].
7) Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов необходима для целеполагания и диагностики результативности проекта (см. Приложение №5).
Для организации учебно-исследовательской работы старшеклассников, приемлемо создавать в школах учебно-исследовательские группы.
Создание и дальнейшее развитие этих групп является одним из продуктивных путей организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Опыт работы разных школ в этом направлении позволил накопить множество педагогических технологий, позволяющих сделать каждую группу эффективной организацией в то же время имеющей свое неповторимое лицо.
Начинать новое дело - всегда большая и ответственная работа. Этот шаг необходимо досконально спланировать и подготовить.
Образование отдельных учебно-исследовательских групп целесообразно поддерживать соответствующим спецкурсом, например, «Введение в исследовательскую деятельность».
Работа над учебно-исследовательскими темами ведется как индивидуально, так и коллективно. Их следует назвать «Исследовательскими лабораториями», где работа ведется старшеклассниками индивидуально или «Исследовательскими группами», где, в свою очередь, работа ведется по группам. Организация работы в этих двух случаях будет несколько отличаться, рассмотрим подробнее эти направления.
Индивидуальная работа над научным исследованием.
В первую очередь чтобы организовать индивидуальную работу над научным исследованием, необходимо выявить желающих, и не просто желающих, а тех учеников, которые не бросят свою работу недоделанной. Далее индивидуальную работу со старшеклассниками необходимо разделить на этапы:
1) Организационное собрание, на котором рассказывается об учебно-исследовательской деятельности.
2) Выбор учениками общих направлений для дальнейшей работы (например – география или география + экология).
3) Занятия по специальному курсу «Введение в исследовательскую деятельность» (см. Приложение № 7).
4) Окончательное согласование «руководитель-ученик-исследователь»; первая рабочая встреча с руководителем, на которой уточняется тема исследования (например, «Характеристика экологической ситуации в селе Талдан Сковородинского района, Амурской области»).
5) Утверждение темы учебного исследования во время занятий специального курса.
6) Продолжение занятий специального курса «Введение в учебно-исследовательскую деятельность» и параллельная работа над учебно-исследовательской работой.
7) Апробация работ – обсуждение результатов учебно-исследовательских работ на занятиях специального курса.
8) Рецензирование учебно-исследовательских работ «старшим» рецензентом – учителем-предметником и «младшим» рецензентом – учеником, который ранее добился более высоких результатов в этой области.
9) Защита учебно-исследовательских работ (лучше всего к концу учебного года).
10) Итоговая конференция по результатам работы [25, С.17-18].
Групповая работа над научным исследованием или назовем ее коллективной.
Коллектив или группа объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда [9, С.98].
Каждое действие одного ученика, каждая его неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле [9, С.98].
Последовательность групповой работы практически такая же, как и последовательность индивидуальной работы, отличием являются только некоторые моменты – этапы:
1) Организационное собрание, на котором рассказывается об учебно-исследовательской деятельности.
2) Выбор учениками общих направлений для дальнейшей работы и объединение в группы на основе этих направлений; выбор ответственного за работу группы из учеников.
3) Занятия по специальному курсу «Введение в исследовательскую деятельность».
4) Окончательное согласование состава и ответственного за работу в группе; первая рабочая встреча с руководителем, на которой уточняется тема исследования (например, «Проблема Курильских островов в отношениях России и Японии»)
Читайте также:
Содержание и принципы полового и гигиенического воспитания
Одна из важнейших задач, которая стоит перед государством, обществом – укрепление семьи. Это особенно актуально для нашей республики, которая должна заботиться о сохранении и развитии людских ресурсов. Мы понимаем, что половое воспитание может способствовать решению проблемы роста рождаемости. Но к ...
Разработка ролевых игр обучающего характера
Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие компоненты: Картина моделируемого мира; Правила игры; Командные и (или) индивидуальные вводные. От того, насколько продуман этот этап подготовки игры, зависит весь ход игры. Картина моделируемого м ...
Понятие «модель» в социально-педагогическом исследовании
Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Под «моделью» понимается такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает ...