Педагогические приоритеты программ системы летнего отдыха детей

Страница 1

Система деятельности детей в период летнего отдыха представляет собой специфическую педагогическую реальность, обладающую важным значением для развития личности школьника. Это обусловлено рядом факторов и, прежде всего, особым местом летнего периода, как особой временной и средовой ниши, снимающей «рамочность» школьного ритма и высвобождающего индивидные и индивидуальные ресурсы личности. Её стесненная, во многом подавленная внешней заданностью школьных параметров «энергия узла» (Э. Вайнштейн) потенциируется в новую среду, способную побудить энергетику самореализации личности «пробудиться к жизни» (Л.Н. Толстой), «органически развивать из самого себя, проявить ту радостную, широкую, безнамеренную жизнь, которую заложила природа» в человеке (Н. Вересаев) [8, с. 94]. Как следствие, в этот период возникает особый настрой ребенка на изменение и самоизменение, обусловленный активизацией потребностно-мотивационных импульсов к самореализации и самоутверждению, стремлением осуществлять свои способы «быть личностью», т.е. повлиять на других людей, впечатлить их, произвести в них существенные смысловые и мотивационные преобразования.

Летний период – это особый этап, обладающий потенциальной возможностью «пробуждения перехода к устремленному способу быть» (Г.С. Батищев), когда вдохновленная телеономичность (устремленность в будущее) ребенка соединяется с духовностью его природы в «жажде искания». Подлинное искание востребует гораздо большее, чем предоставление возможности для самореализации, «оно всегда предпочитает глубину широте и пестроте, оно ничего полностью не обесценивает, но во всем, даже в самом малом, ближайшем разыскивает искру чего-то великого – отсвет или присутствие непреходящего и вечного смысла» [3, с. 103]. Прохождение ребенком через «смысловые узлы» специально создаваемых педагогических ситуаций, их разрешение, распутывание «пучка противоречий» на основе внутренних ценностно-мотивационных регулятивов, дает возможность воспитаннику восполнить свою «сущностную неполноту» через культурное становление и самообретение или, в случае отсутствия человеко-созидающих начал педагогического процесса, – не восполнить, и в результате утратить даже то, чем он уже был одарен – способностью жить в пути к восхождению к своему человеческому достоинству, к самообретению.

Выявляемая сенситивность детского и подросткового возраста к духовно-нравственным, возвышающим характеристикам педагогического процесса в период летнего отдыха позволяет нам определить в качестве основного педагогического приоритета программ летнего отдыха – их личностную направленность.

Программы летнего отдыха детей обладают некоторой особенностью – в большинстве из них отсутствует ярко проявляющаяся функция обучения, присущая образовательным программам. На практике, правда, встречаются исключения, когда обучающий компонент программы становится лидирующим во всей предполагаемой педагогической системе. Но при этом авторы, как правило, теряют потенциал и содержательное «ядро» функций Встречи с культурой и активизации саморазвития. Происходит девальвация этих функций под прессингом обучающего компонента. В результате, программа снижает свой образовательный потенциал, сохраняя возможность осуществления ряда развивающих задач. Как следствие, программы летнего отдыха детей можно классифицировать на:

– развивающе-оздоровительные;

– развивающе-досуговые;

– развивающе-предметные;

– личностно-развивающие;

– образовательные.

Очевидно, что основанием, отправной точкой классификации послужила идея развития ребенка, хотя могут быть программы и без развивающего компонента, т.е. просто досуговые, оздоровительные и предметные, но в этом случае мы теряем основное, что делает их педагогическими – наличие педагогического процесса, т.е. такого характера взаимодействия педагогов и воспитанников, которое осуществляется с помощью специфических приемов и средств, где результатом являются педагогически целесообразные «приращения» и изменения в личности, как воспитанников, так и педагогов.

В зависимости от характера, направленности, доминирующего вида деятельности мы дополняем развивающий компонент «деятельностным оттенком», уточняющим и конкретизирующим вектор развития. К развивающе-оздоровительным мы относим программы, имеющие основной целью восстановление и укрепление здоровья воспитанников; к развивающе-досуговым – реализующие задачи заполнения досуга воспитанников яркими, красочными мероприятиями по интересам и склонностям и в соответствии с возрастными особенностями (большинство таких программ реализуются в пришкольных лагерях). Развивающе-предметные – это программы с определенной предметной направленностью, например, военно-патриотические, экологические, спортивно-туристические.

Особое место в перечне классификатора занимают программы личностно-развивающего характера. Это комплексные, интегративные программы высокого уровня, в полной мере «запускающие» потенциалы летнего досугового периода в жизни ребенка. Как правило, такие программы содержат в себе элементы большинства вышеперечисленных программ и отличаются от них высокой методической грамотностью, профессионализмом, содержательной глубиной и ярко выраженным приоритетом ценности развивающейся и саморазвивающейся личности воспитанника.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Практическое апробирование заданий для обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся 2 класса на уроках эвенского языка
База исследования: «МОУ» СОШ №38 г. Якутска Республики Саха (Якутия) В исследовании принимало участие 6 учащихся средней общеобразовательной школы №38 г. Якутска Республики Саха (Якутия) Исследование проводилось в период преддипломной практики с 6 ноября по 12 декабря 2010 года в форме учебного зан ...

Методика разработки и внедрения системы рейтингового контроля умений и знаний студентов агролицея №59
Введение компьютерных технологий обучения привлекли педагогов к поискам объективных измерителей оценки уровня усвоения знаний умений и навыков. В качестве педагогических новаций предлагаются тесты как инструмент проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным стандартам знаний и ...

Качество знаний и его основные параметры
В процессе обучения должна контролироваться реализация всех трех функций процесса обучения, что и является содержанием проверки. Под качеством знаний понимается «степень удовлетворения ожиданий» различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru