адаптация дошкольник воспитание нравственный
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).
С первых мгновений жизни ребёнок развивается как социальное существо, имеющее большую склонность к подражанию, поэтому очень важно, что он видит вокруг себя. Основы нравственного воспитания закладываются ещё в семье, когда ребёнок испытывает на себе любовь родителей, близких, видит пример взаимоотношений в семье, поэтому очень важно, как подчёркивает Ильина С.К., почётный работник общего образования в Москве, проявлять максимальную любовь, заботу и доброту по отношению к ребёнку. В дальнейшем, уже в дошкольном образовательном учреждении чаще проводить уроки доброты, чтобы дети учились проявлять свои добрые чувства и эмоции, свою любовь как ко взрослым, так и к сверстникам.
Для старшей группы Н. Иванова, к.п.н., и Н. Касухина, педагог дополнительного образования детского сада №45 города Ульяновска, разработали специальный комплекс занятий «В мире доброты». Целью данных занятий они ставят «углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции». Воспитатель разговаривает с детьми о доброте, просит их привести примеры из своей жизни. Также авторы предлагают ряд других занятий по воспитанию добрых чувств: «Надо ли уметь извиняться», «В мире книг», «Мы не дадим обиде проснуться».
Чваркова Н.Г., воспитатель МДОУ ЦРР – д/с №65, п.г.т. Селятино, Наро-Фоминского района Московской области, также говорит в важности понятий «добро» и «зло» в воспитании нравственных отношений. Основными задачами воспитателя она видит: формировать представление о добре и зле путём демонстрации добрых поступков, подчёркивать их необходимость, показывать, к чему может привести непослушание, учить думать, сопереживать, критически относиться к своим поступкам, воспитывать желание поступать правильно. Большое внимание она советует уделять стихам, приводя пример двух, Ю. Коваля и С. Васильева, беседовать с детьми, какие чувства у них вызывают данные стихотворения, задавать наводящие вопросы.
Ещё одним из наиболее важных нравственных качеств, которые необходимо формировать у детей, является толерантность. Афанасьева И.В., старший воспитатель МДОУ №57 «Родничок» города Астрахань, предлагает проводить занятия в мини-музее «Русская изба», которые «раскрывают перед детьми мир предков, атмосферу старых традиций и обрядов, любовь народа к природе, которой пронизаны русские песни». Главная ценность этих занятий в понимании детей ценности культур других народов, но при этом привитие уважения к собственной культуре.
Читайте также:
Практическая работа по
развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»
Цель формирующего этапа эксперимента: повысить уровень развития восприятия детей раннего возраста в предметной деятельности. В основу работы по развитию восприятия детей были положены условия гипотезы и учтены результаты констатирующего этапа эксперимента. На формирующем этапе эксперимента, мы сост ...
Психолого-лингвистические основы проблемы
Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства. Основной задачей речевого разви ...
Анализ результатов исследования
На первом этапе экспериментального исследования для определения особенностей мышления у детей 5–6 лет с нормой в психическом развитии были использованы тестовые параметры: 1. 4-ый лишний – выбор 2. 4-ый лишний – аргумент 3. зрительные аналогии – выбор 4. зрительные аналогии – аргумент 5. процесс кл ...