Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Современное образование » Особенности работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья » Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Страница 1

Деятельность специалиста, занимающегося социальной реабилитацией, включает в себя две основные характеристики: объективную и субъективную, являющиеся необходимыми предпосылками эффективности его труда. К объективным характеристикам относятся знания и умения, которыми он обладает, а также результаты социальной реабилитации, то есть те изменения в психическом и личностном развитии, которые возникают под влиянием реабилитационных воздействий. К субъективным — его личностные особенности.

Чтобы успешно реализовать цели социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, специалист по социальной реабилитации должен обладать глубокими и разносторонними знаниями. В этой связи ему необходимы:

— знания об особенностях развития человека как личности;

— знания об основных тенденциях общественного развития и требованиях, предъявляемых обществом к человеку. Знание особенностей общественного развития позволяет реально определять характер и содержание социально-реабилитационной деятельности, ее цели и задачи по формированию личности ребенка;

— знания возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития ребенка как в норме, так ив патологии;

— знания особенностей межличностных отношений и их влияние на развитие личности;

— знания собственно социально-реабилитационных технологий, обладание практическим опытом, мастерством и интуицией.

Специалисту по социальной реабилитации надо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения.

Социально-реабилитационная работа нередко требует быстрой оценки сложившейся ситуации и срочного вмешательства специалиста. На помощь в этом случае может прийти интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств.

Вместе с тем профессиональные знания, умения и навыки в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, не могут сами по себе решать цели и задачи социальной реабилитации. Они выступают лишь необходимыми условиями. Решающее же значение, как показывает практика, оказывают личностные качества в совокупности с глубокими знаниями и умениями в области социальной реабилитации.

Специалист по социальной реабилитации, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные возможности, выступает в нескольких ролях: воспитателя, родителя, учителя. Поэтому он должен обладать качествами, которые были бы присущи как заботливым родителям, так и специалистам разных профилей: педагогам, психологам, психотерапевтам и др.

Как заботливый родитель специалист по социальной реабилитации должен быть способным взять на себя роль отца или, матери, уметь создавать для ребенка специфический микроклимат, комфорт взаимоотношений, присущий семейному воспитанию. Он должен находить радость в общении с ребенком, жить его жизнью, радоваться вместе с ним его успехам. Он должен нести ребенку любовь и ласку, так недостающую ему в отсутствие родителей. Его должно волновать будущее ребенка так же, как если бы это был бы его собственный ребенок.

Как психолог он должен понимать и знать себя и других людей, знать психологию ребенка с учетом специфики первичных и вторичных нарушений. Чтобы быть грамотным психологом, он должен иметь необходимую психологическую подготовку, в результате которой должна сформироваться определенная психологическая культура, психологическая компетентность как в социально-реабилитационной работе, так и в деле пропаганды и просвещения общества о важности задач социальной работы. Овладеть психологической культурой — значит проявлять постоянную заботу о своем психическом здоровье и психическом здоровье своих воспитанников, стремиться к познанию самого себя, других людей, оптимальных стереотипов поведения и общения.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Творческие занятия младших школьников во время экскурсий и походов
Цель и содержание экскурсий, по словам Г.И. Фроловой [24, с. 31], как учебного занятия всегда определяется ее темой предусмотренной программой, и предполагают решение конкретных образовательных задач. Знания детей, полученные на программных экскурсиях в процессе прогулок, закрепляются и расширяются ...

«Игра как средство психического развития ребенка»
Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику её формирования и общие закономерности развития детей. Советские психологи (Л.С. Выгодский, А. И. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) утверждают, что развитие р ...

Общая характеристика предмета в основном общем образовании
Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации инфор­мационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоз­зрения, развитию интеллектуальных способностей и познав ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru