Характеристика форм построения занятий

Страница 1

Процесс физического воспитания любого контингента населения (людьми разного возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности) осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно самостоятельным звеном этого процесса, каждое занятие должно быть, связано с предыдущим и последующим звеньями этой цепи. И должно вносить определенный вклад в решении задач физического воспитания.

Все занятия физическими упражнениями не могут быть однозначными, арсенал их весьма разнообразен – прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристические походы, уроки физической культурой и т. д. Хотя все они строятся на основе некоторых общих закономерностей, но содержание и построение занятий должно приобретать достаточно разнообразные формы.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий [19].

К настоящему времени в физической культуре сложилось несколько характерных форм построения занятий, которые принято подразделять на две группы – урочные, неурочные.

Наиболее существенный признак урочных форм занятий состоит в том, что эта форма учебно-воспитательной деятельности, при которой ведущую, направляющую и непосредственно организовывающую роль играет специалист- преподаватель (тренер, учитель, инструктор), вооруженный системой знаний, педагогическими умениями и навыками [10,12].

Урочные формы – это занятия, проводимые с преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. Она является основной формой занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которое определенно программой, планом и расписанием, разработанными с педагогических позиций.

К урочным формам занятий относятся:

Уроки физической культуры, проводимые преподавателем в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж, вуз и т.д.) [11];

Спортивно- тренировочные занятия, проводимые тренером, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочная форма – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самим занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся [16,17]:

Малые формы занятий;

Крупные формы занятий;

Соревновательные формы занятий.

Несмотря на значительные различия, все они имеют существенные общие элементы в задачах и содержании, средствах и методах, во влияниях на занимающихся и др. Этим обуславливается подчиненность их построения общим закономерностям и педагогическим требованиям [15].

Для основных форм занятий в физическом воспитании характерно своего рода трех компонентная конструкция, в которой более или менее явно выражены три структурные части. Первая часть – «подготовительная» («вводный», либо «вводно-подготовительный» или просто «разминкой»), вторая часть – «основная» и третья – «заключительная».

Подготовительная часть занятия направлена на функциональную подготовку организма к предстоящей основной деятельности (обеспечить оптимальное врабатывание организма), формирование смысловой установки на реализацию главной задачи, соответственно настроить эмоционально-волевые факторы поведения занимающихся.

Эта часть занятия имеет тем большее значение, чем выше степень сложности, интенсивности и травмоопасности предстоящей основной двигательной деятельности [6]. Построение разминки должно быть постепенным, соразмерным мобилизации функций всех систем организма при выполнении подготовительных упражнений.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Оценка эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках МХК по итогам практики в школе
Описанные выше виды экспертизы и оценки различных аспектов применения продуктов мультимедиа в рамках учебного процесса, безусловно, необходимы и способны дать существенный объем данных, но они не отражают эффективность непосредственного применения мультимедиа-продуктов с помощью соответствующих тех ...

Внедрение инновационных технологий в образовательное учреждение
Наступивший XXI век будет, прежде всего, веком инновационных стратегий, конкурентной борьбы, когда выживание предприятий и организаций, их развитие будет определяться уровнем инновационной деятельности, тем, насколько реализуемые инновационные процессы будут динамичны, экономичны, результативны. Ра ...

Рекомендации по работе с повествовательным текстом
Работа с повествовательным текстом начинается в начальной школе с 1 класса, еще в период обучения грамоте. К повествовательным текстам можно отнести и рассказ, и сказку, и басню, и другие произведения. В основе повествовательных текстов лежит сюжет. Эти тексты вызывают у учеников большой интерес. И ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru