Характеристика форм построения занятий

Страница 1

Процесс физического воспитания любого контингента населения (людьми разного возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности) осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно самостоятельным звеном этого процесса, каждое занятие должно быть, связано с предыдущим и последующим звеньями этой цепи. И должно вносить определенный вклад в решении задач физического воспитания.

Все занятия физическими упражнениями не могут быть однозначными, арсенал их весьма разнообразен – прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристические походы, уроки физической культурой и т. д. Хотя все они строятся на основе некоторых общих закономерностей, но содержание и построение занятий должно приобретать достаточно разнообразные формы.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий [19].

К настоящему времени в физической культуре сложилось несколько характерных форм построения занятий, которые принято подразделять на две группы – урочные, неурочные.

Наиболее существенный признак урочных форм занятий состоит в том, что эта форма учебно-воспитательной деятельности, при которой ведущую, направляющую и непосредственно организовывающую роль играет специалист- преподаватель (тренер, учитель, инструктор), вооруженный системой знаний, педагогическими умениями и навыками [10,12].

Урочные формы – это занятия, проводимые с преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. Она является основной формой занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которое определенно программой, планом и расписанием, разработанными с педагогических позиций.

К урочным формам занятий относятся:

Уроки физической культуры, проводимые преподавателем в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж, вуз и т.д.) [11];

Спортивно- тренировочные занятия, проводимые тренером, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Неурочная форма – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самим занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся [16,17]:

Малые формы занятий;

Крупные формы занятий;

Соревновательные формы занятий.

Несмотря на значительные различия, все они имеют существенные общие элементы в задачах и содержании, средствах и методах, во влияниях на занимающихся и др. Этим обуславливается подчиненность их построения общим закономерностям и педагогическим требованиям [15].

Для основных форм занятий в физическом воспитании характерно своего рода трех компонентная конструкция, в которой более или менее явно выражены три структурные части. Первая часть – «подготовительная» («вводный», либо «вводно-подготовительный» или просто «разминкой»), вторая часть – «основная» и третья – «заключительная».

Подготовительная часть занятия направлена на функциональную подготовку организма к предстоящей основной деятельности (обеспечить оптимальное врабатывание организма), формирование смысловой установки на реализацию главной задачи, соответственно настроить эмоционально-волевые факторы поведения занимающихся.

Эта часть занятия имеет тем большее значение, чем выше степень сложности, интенсивности и травмоопасности предстоящей основной двигательной деятельности [6]. Построение разминки должно быть постепенным, соразмерным мобилизации функций всех систем организма при выполнении подготовительных упражнений.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Качество знаний и его основные параметры
В процессе обучения должна контролироваться реализация всех трех функций процесса обучения, что и является содержанием проверки. Под качеством знаний понимается «степень удовлетворения ожиданий» различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждениям образовательных ...

Значение учреждений дополнительного образования в становлении личности ребенка
Дополнительного образования наших детей и подростков имеет огромное значение для наших детей, так как воспитывает в них личность ребенка. В чем же заключается эта значимость? Воспитательное значение во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им детской психологии, учета возр ...

Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковеде ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru