Процесс физического воспитания любого контингента населения (людьми разного возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности) осуществляется путем последовательного проведения отдельных занятий физическими упражнениями. Являясь относительно самостоятельным звеном этого процесса, каждое занятие должно быть, связано с предыдущим и последующим звеньями этой цепи. И должно вносить определенный вклад в решении задач физического воспитания.
Все занятия физическими упражнениями не могут быть однозначными, арсенал их весьма разнообразен – прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристические походы, уроки физической культурой и т. д. Хотя все они строятся на основе некоторых общих закономерностей, но содержание и построение занятий должно приобретать достаточно разнообразные формы.
Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий [19].
К настоящему времени в физической культуре сложилось несколько характерных форм построения занятий, которые принято подразделять на две группы – урочные, неурочные.
Наиболее существенный признак урочных форм занятий состоит в том, что эта форма учебно-воспитательной деятельности, при которой ведущую, направляющую и непосредственно организовывающую роль играет специалист- преподаватель (тренер, учитель, инструктор), вооруженный системой знаний, педагогическими умениями и навыками [10,12].
Урочные формы – это занятия, проводимые с преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. Она является основной формой занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которое определенно программой, планом и расписанием, разработанными с педагогических позиций.
К урочным формам занятий относятся:
Уроки физической культуры, проводимые преподавателем в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж, вуз и т.д.) [11];
Спортивно- тренировочные занятия, проводимые тренером, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.
Неурочная форма – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самим занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся [16,17]:
Малые формы занятий;
Крупные формы занятий;
Соревновательные формы занятий.
Несмотря на значительные различия, все они имеют существенные общие элементы в задачах и содержании, средствах и методах, во влияниях на занимающихся и др. Этим обуславливается подчиненность их построения общим закономерностям и педагогическим требованиям [15].
Для основных форм занятий в физическом воспитании характерно своего рода трех компонентная конструкция, в которой более или менее явно выражены три структурные части. Первая часть – «подготовительная» («вводный», либо «вводно-подготовительный» или просто «разминкой»), вторая часть – «основная» и третья – «заключительная».
Подготовительная часть занятия направлена на функциональную подготовку организма к предстоящей основной деятельности (обеспечить оптимальное врабатывание организма), формирование смысловой установки на реализацию главной задачи, соответственно настроить эмоционально-волевые факторы поведения занимающихся.
Эта часть занятия имеет тем большее значение, чем выше степень сложности, интенсивности и травмоопасности предстоящей основной двигательной деятельности [6]. Построение разминки должно быть постепенным, соразмерным мобилизации функций всех систем организма при выполнении подготовительных упражнений.
Читайте также:
Профессиональное становление и развитие педагога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...
Причины, симптомы и виды заикания
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это ...
Управление самостоятельной деятельностью школьников
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование по ...