Сущность обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся начальных классов

Современное образование » Обучение разговорной диалогической эвенской речи на уроках эвенского языка » Сущность обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся начальных классов

Страница 1

Чтобы решить вопросы привития учащихся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на эвенском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическую речь от литературно обработанной, нормированной книжной речи.

Обучение диалогической речи, кроме усвоения языкового материала, должно выработать у учащихся особую, психологическую готовность к устному общению – такие качества, как способность к мгновенному восприятию речи на слух, быстроту речевой реакции, готовность к репликам, к ответам или к постановке вопросов.

По мнению О.Н. Кейметиновой, методика обучения эвенскому языку является составной частью педагогики, а именно ее общей теории обучения – дидактики. Кроме всех известных дидактических принципов при обучении эвенскому языку как неродному необходимо еще придерживаться следующих специфических принципов:

Принцип коммуникативной направленности обучения. Язык изучают, прежде всего, для того чтобы с его помощью общаться с другими и получать на нем какую-нибудь информацию.

Принцип учета возраста, места проживания, круга интересов и возможностей общения.

Принцип учета родного языка, т.е. положительно и отрицательного влияния речевого опыта на своем родном языке, иноязычного языкового мышления.

Программу второго года обучения эвенскому языку О.Н. Кейметинова разработала по ситуативно-коммуникативному принципу. Языковой материал в ней распределен по четвертям и по урокам. Материал одного урока содержит список слов для запоминания, грамматический материал для произносительной работы, типовые вопросы и ответы для повседневного общения, а также разговор о себе, семье, друге, о частях тела, о погоде, о домашней работе, о занятиях в школе и дома и т.д. Сущность обучения эвенскому языку заключается в педагогическом процессе, который определяется:

Владением эвенским языком на уровне понимания в пределах изученной тематики, что дала бы коренным жителям возможность общаться между собой на родном языке.

По мере возможности и в силу способностей обучающихся формирование у них навыков элементарного говорения в повседневных ситуациях.

Умение понимать основное содержание несложной письменной информации: названий книг, статей в газете, текстов на знакомые темы.

Ведущий методист М.Р. Львов считает, что диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуаций. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений. В обучении речи, а в диалоге особенно используются вспомогательные средства речи, передающие то, что трудно выразить словами: мимика, жесты, интонация. Отработка всего этого входят в круг задач методики речевого развития учащихся. В школе применяется искусственная форма диалога – беседа. Обычно это диалог между учителем и учеником. В процессе беседы дети обучаются правильному построению предложений, высказываний, приобщаются к литературной речи в диалоге. Диалогическая речь всегда поддерживается репликами или вопросами собеседников, всей ситуации. Это облегчает диалог [9,c.315]

В.А. Роббек пишет: «Диалогическая речь, которой мы обучаем не владеющих родным языком, включает в себя: во-первых, элементы обычной разговорной речи, но в то же время по содержанию и тематике она должна быть богаче, шире и разнообразнее, чем обиходно-разговорная речь в обычном понимании этого слова. Отличается она и в отношении языковых средств. По языку и стилю, по словарю и структуре фраз диалогическая речь учащихся должна, в основном, совпадать с элементарной книжно-письменной речью, употребительной как в устном общении, так и в учебных текстах для чтения». Другими словами, обучение учащихся разговорной речи есть одна из сторон развития у них устной речи, но в то же время обучения устной речи еще не говорит о том, что мы обучаем детей именно разговорной речи [6, с.6].

Т.И. Петрова и Л.К. Избекова считают, что разговорная речь рассматривалась как «неправильная» речь, в которой не следует учить детей в школе. Поэтому объектом внимания на уроках эвенского языка являлась только книжно-письменная речь. Лишь в последние годы в связи с разработкой вопросов практического владения языком в широком плане усилилось внимание к разговорной речи. Исследование её фонетических, лексических и синтаксических особенностей показали, что разговорная речь – это «непринуждённая речь носителей литературного языка», что «неправильности» разговорной речи возникают не потому, что говорящие не знают норм литературного языка, а главным образом потому, что к этому вынуждают условия речевого общения. Таким образом, разговорная речь, о которой мы говорим, - это не сниженный стиль, не жаргоны, которым нельзя обучать детей, а «закономерная форма литературного языка, система, организуемая по определенным правилам и нормам». Вся специфика разговорной диалогической речи вызвана условиями, в которых она функционирует, тем, что, с одной стороны, она – устная речь, с другой стороны, - диалогическая речь. Для синтаксиса устной речи характерны, например, лаконичность высказываний, преобладание простых предложений над сложными, а в последних – сочинения над подчинением, бессоюзной связи над союзной, в нём наблюдаются частые отступления от норм правильно построенного полного предложения. Эти особенности объясняются тем, что у говорящего в условиях непрерывного говорения обычно не хватает времени строить развёрнутые, усложнённые синтаксические конструкции, обдумывать средства выражения. Диалогическая речь отличается также экспрессивностью, эмоциональностью, богатством интонаций, жестов, мимики, ибо в непосредственном речевом контакте реакция на реплику собеседника проявляется тут же, незамедлительно [6, с.14].

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Методики исследования внимания
В исследовании принимал участие ребенок младшего школьного возраста. Методики «Проставь значки» Цель исследования: определить уровень переключения и распределения внимания. Материал и оборудование: стимульный материал ( прил. 1), карандаш и секундомер. Тестовое задание в методике предназначено для ...

Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (карандашом, фломастером, гуашью и т. п.). Иначе говоря, требуется только особ ...

Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен
Работа выполнена на кафедре педагогики Волгоградского государственного педагогического университета и на кафедре теоретической биохимии с курсом клинической биохимии Волгоградского государственного медицинского университета. Научный консультант: член-корр. РАО, доктор педагогических наук профессор ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru