Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека.
Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации[20, с.88.]. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной ей.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Любопытность — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.
Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.
Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.
Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.
Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
Интеллект отличается от мышления определенной содержательностью. Если обратиться к семантике слово интеллект (от лат. – ум, рассудок, разум), то в нем присутствует и момент наличного работающего знания, и момент творчества, созидания, проникновение в ранее неизвестное. Как отмечает А.А. Брудный, интеллект – это способность понимать [5, с.56]. Интеллект включает в себя не только результаты познавательной деятельности, но и фиксирует специфически человеческие способы этой деятельности. Здесь существует прямая зависимость интеллекта от познавательной деятельности. Вместе с тем такое признание еще не исчерпывает понимание этого феномена. Интеллект связан с познавательной деятельностью, существует благодаря познавательной деятельности, но это не взаимозаменяемые понятия.
Исследование интеллекта многообразны и в них отражены различные подходы к нему и с различных позиций.
Ассоционистское направление рассматривало мышление как непроизвольное следование образов-представлений, как процесс накопления ассоциаций (Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж.С. Милль и др.). Изучением мышления как процесса решения задач занималась Вюрцбургская школа (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.), идеи которой были развиты в работах О. Зельца, рассматривающего мышление как функционирование интеллектуальных операций. Представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Дункер, В. Келер) рассматривали мышление как акт переструктурирования ситуации. Фактически как «процесс в организме» рассматривается мышление субъективными бихевиористами (Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам). Проблема мотивов человеческого поведения была выдвинута на первый план психоанализом: непроизвольное образное мышление, возникающее во время сновидений, трактуется как одна из важнейших особенностей проявления бессознательных мотивов, лежащих в основе мышления. К психоанализу примыкает концепция аутистического мышления, согласно которой мысли подчиняются аффективным потребностям (Э. Блейлер). Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), теория самоактуализации (А. Маслоу, К. Юнг) рассматривают познание в связи с мотивацией в сравнительно элементарных формах. Познание определяется в лучшем случае, как арена для проявления мотива, функции которого в познавательной деятельности подробно не анализируются.
Важным направлением в исследовании интеллекта в зарубежной психологии являются работы Ж. Пиаже, который определяет интеллект как «прогрессирующую обратимость мобильных психических структур» [24, с.138], как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром. Именно Ж. Пиаже описал интеллект как уровневое образование, включающее различные операции.
В средине XX века оформился подход к изучению интеллекта как когнитивной активности (А. Ньюэлл, Г. Саймон, П. Линдсей, Д. Норман, У. Найссер и др.), стремящийся преодолеть ограниченность изолированного рассмотрения мышления, восприятия, памяти, внимания. Общее определение когнитивной активности по У. Найссеру таково: «Это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания» [20, с.46].
Читайте также:
Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка в семье на
констатирующем этапе эксперимента
В первой главе мы теоретически обосновали особенности воспитания единственного ребенка в семье младшего школьного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что если семья воспитывает единственного ребе ...
Единый государственный экзамен как
форма независимой оценки качества образования
мониторинг качество обучение экзамен На международном уровне внимание к проблеме развития независимой оценки качества обусловлено тем, что, согласно положениям Болонской декларации, европейские страны начали связывать взаимное признание документов об образовании с наличием систем независимой оценки ...
Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
творческое воображение ребенок дошкольный Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой ...