В рамках этого периода созрела и научная идея, лежащая в основе тестологии о возможности количественных измерений в психологии. Первым, кто сформулировал как задачу или вопрос о таких измерениях был немецкий ученый XVIII века Х. Вольф (1679-1754). Он также ввел в научный оборот понятие психометрии. Вольф считал, что величину удовольствия можно измерить осознаваемым нами совершенством, а величину внимания – продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить. Идеи измерения в психологии высказывали в XVIII в. философы, естествоиспытатели (Бернулли, Бонне, Хаген, Крюгер), однако лишь в конце XIX – начале ХХ века методы статистики превратились в важный элемент научного анализа психических явлений.
Теория эволюции, выдвинутая Ч. Дарвиным, явилась мощным генератором для активизации научных исследований в других областях знаний Перечень открытий Х1Х-ХХ вв. можно множить и множить, но для темы нашего исследования важнее подчеркнуть решающее влияние естествознания на общее состояние науки, в т.ч. психологии и педагогики. Именно в этих науках на рубеже XIX-XX вв. активно внедрялся метод тестов с применением статистики.
Инициатором применения статистических методов в психологии и их создателем стал Ф. Гальтон. А предложенный им метод корреляции заложил основы создания факторного анализа, а позднее и мультифакторной теории, открывающих ключ для выявления и измерения латентных свойств личности. В становление научного метода тестов внес существенный вклад и Дж. Кеттел, который разработал принципы обеспечения равных условий всем тестируемым. Знаковым событием в развитии метода тестов стало создание первой серии тестов интеллекта в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном.
В течение трех-четырех десятилетий сформировалась классическая теория тестов, которая примерно с 1970-х гг. вступила в этап трансформации. В рамках классической теории педагогические тесты в системе образования создавались для контроля знаний. На этапе трансформации стали создавать тесты и для обучения. В России уже созданы и применяются обучающие тесты по ряду общеобразовательных дисциплин (математика – Н.А. Сеногноева, география – В.А. Федорова, история – В.М. Кадневский). На основе компьютерных технологий построена формально-структурная модель нечеткого оценивания знаний, позволяющая организовать эффективное педагогическое тестирование по слабо формализованным (например, философия) дисциплинам (И.Д. Рудинский). Таким образом, функциональные возможности тестирования в образовании дополняются новыми вариациями.
Читайте также:
Характеристика культуротворческой среды МОУ лицея №3
В параграфе рассматривается понятие «среда», её разновидности: «развивающая среда», «воспитывающая среда», «культуротворческая среда лицея». Потенциал человека определяют задатки, а вот насколько уже имеющиеся возможности будут реализованы в течение жизни, зависит от среды. Раннее выявление задатко ...
Поэтика волшебных сказок
"Сравнительный указатель сюжетов" включает 225 сюжетообразующих мотивов волшебной сказки, самые популярные из которых (“Победитель змея”, “Бой на калиновом мосту”, “Три подземных царства”, “Смерть Кащея в яйце”, “Чудесное бегство”, “Звериное молоко”, “Мачеха и падчерица”, “Сивко-Бурко”, “ ...
Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка в семье на
констатирующем этапе эксперимента
В первой главе мы теоретически обосновали особенности воспитания единственного ребенка в семье младшего школьного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что если семья воспитывает единственного ребе ...