Структура и основное содержание диссертации

Страница 1

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяется объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, цели и задачи исследования, представляются методологические основы и источниковая база, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся положения, выносимые на защиту, описывается структура диссертации.

В первой главе «Теоретические основы генезиса тестирования» анализируются предпосылки генезиса тестирования, которые еще на ранних этапах цивилизации выросли из противоречия между групповой деятельностью людей как условия выживания и индивидуальными способностями каждого. Это противоречие могло быть разрешено в интересах социума только через систему разнообразных испытаний. Термин «тест» в переводе с английского означает испытание или проба. В современной лексике он обозначает группу заданий, объединенных неким стандартом, отражающим, например, в педагогике содержание одного или нескольких учебных предметов. Традиция перенесения современных понятий на педагогические феномены прошлого позволяет в испытаниях древних социумов искать аналоги, соответствующие современным тестовым. Российские тестологи (В.С. Аванесов, Н.Ф. Ефремова) в генезисе тестирования выделяют два этапа: донаучный (от первых государств) и научный (от 1890-х гг.).

Изучение генезиса тестирования убеждает, что донаучный этап берёт своё начало еще от практики древних сообществ, которые выработали своеобразные системы испытаний, наиболее ярко выраженные в обрядах инициации. В системе испытаний древних сообществ были и такие, как постижение смысла рисунков, обучение пословицам, решение метафизических загадок и т.п. В модернизированном виде подобные приемы обучения находят применение и в современной тестологии. В период, когда цивилизационное развитие привело человечество к созданию более крупных сообществ (государств), люди стали задумываться о подборе управителей (чиновников). Интересные рассуждения на этот счет оставили Сократ, Платон и другие мыслители древности.

Современная тестология как междисциплинарная наука выросла из философии, математики, статистики, социологии, психологии, педагогики и вобрала ряд теоретических положений из них. Например, в педагогическом тестировании применяют выдвинутый Аристотелем закон исключенного третьего. В заданиях с выбором одного ответа закон исключает варианты типа «все ответы верны» или «правильного ответа нет».

Начало этапа научного метода тестов большинство исследователей связывают с концом Х1Х в. Его отсчет, по нашему мнению, правомерно вести не от конца XIX в., а от начала Нового времени, когда были заложены научные идеи современного рефлексивного типа. Формирование идеологии Нового времени связано с именем Ф. Бэкона. Он создал классификацию наук, где нашли отражение и вопросы обучения и воспитания. В методах обучения он отдавал предпочтение движению от простого к сложному. На развитие теории и практики образования значительное влияние оказали идеи Р. Декарта. Современное научное мышление, в т.ч. и в истории педагогической мысли, ведет начало от произведения Р. Декарта «Рассуждения о методе».

В ряду предпосылок генезиса педагогического тестирования лежат идеи выдающихся педагогов Нового времени Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. В их трудах получил научное обоснование принцип движения в обучении от простого к сложному, который положен в основу конструирования педагогического теста, где задания выстраиваются по возрастающей степени трудности. В трудах этих ученых сформулированы и многие другие идеи, нашедшие применение в педагогике Нового времени.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Профессиональная деятельность и личность педагога
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание ...

Роль и место раздела «Домашняя экономика» в образовательной области «Технология», 8 класс
«Домашней экономика» - изучается в 8 классе (8 часов). Как известно, первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов. Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а, потому ...

Основные теоретические направления в исследованиях операций мыслительной деятельности
Современными психологами справедливо отмечается тот факт, что в умственной деятельности человека чувственные представления играют второстепенную роль. Если мы зададимся вопросом о том, как протекает наша мыслительная деятельность, если мы вглядимся в её внутреннюю структуру, то мы без труда убедимс ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru