История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России

Страница 1

Как социально - педагогическое явление учреждения дополнительного образования имеют историю, уходящую своими корнями в конец Х1Х - начало ХХ веков. За годы их формирования, становления и стабильной практической деятельности определилось их место в общем образовательно-воспитательном процессе, специфические принципы организации жизнедеятельности и особенности педагогического взаимодействия. Роль учреждений дополнительного образования на современном этапе сложно переоценить, актуальность их существования обратно пропорциональна ухудшению социально-экономической и социокультурной ситуации в государстве. Реформирование советской педагогики в постсоветский период оказало положительное влияние на их деятельность, и сегодня они по праву занимают одну из важнейших ниш в системе воспитания, образования и развития детей и подростков.

Возникновение внешкольных детских учреждений связывают с именами А.У. Зеленко, П.Ф. Лесгафта, К.А. Фортунатова, С.Т. Шацкого и других прогрессивных деятелей России конца Х1Х - начала ХХ века, которые за счет средств либеральных общественных организаций, добровольных пожертвований и благотворительных взносов осуществляли попытки создания внешкольных детских объединений для детей рабочих и служащих. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования, характерного для того времени.

С этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития, как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества.

Основными формами таких объединений были детские клубы, воскресные школы, различные студии, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии. То, что на рубеже веков появляется целый ряд таких заведений не случайно. Считается, что " потребность в дополнительном образовании возникает в России 60-70 годы Х1Х столетия, так как официальная государственная система образования оказалась неспособной в полной мере удовлетворить возрастающий интерес к образованию". В России к этому времени уже имелся определенный опыт деятельности добровольных самодеятельных объединений, в том числе и клубного типа. Одним из первых был клуб "Невское пароходство", появившийся еще в 1700 году. Более известен, учрежденный в 1770 году Ф. Гарднером В Санкт-Петербурге, английский клуб, в котором через десять лет существования состояло около трехсот членов. Этот клуб привлекал именитых граждан России и в разное время в нем состояли Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский и другие.

Однако эти и многие другие, существовавшие в ХVIII и ХIХ веках добровольные организации объединяли, в основном, взрослых членов общества и носили благотворительный характер. Процесс их создания в последней четверти ХIХ века принимает лавинообразный характер. В качестве примера можно привести то, что даже в Сибири, в г. Омске, который в 1896 году насчитывал 37,3 тысячи жителей, из которых к грамотным относилось только 45,3 % существовало более двадцати различных обществ. К ним относились Омское благотворительное общество; Омское отделение Императорского Русского Музыкального общества; Омское драматическое общество; Общество любителей конного бега; Омское общество правильной охоты; Кружок любителей шахматной игры; Отдел общества покровительства животным; Западно-Сибирский отдел Русского Географического общества; Вольное омское пожарное общество и другие. При этом необходимо отметить, что в последней четверти Х1Х века острую потребность в развитии просвещения и образования в Сибири понимали все слои общества и направляли все свои силы на решение этой проблемы. Организация внешкольного образования отвечала насущным интересам рабочих и других малоимущих слоев, среди которых было большое количество неграмотных. В 80-х годах XIX века по всей Сибири, как и в Европейской части России, стали возникать различные просветительные общества. Несмотря на различные названия, они преследовали одну цель: содействовать развитию школ для народного образования, библиотек, книжных складов, распространению различных форм внешкольного образования и просветительной работы. В некоторых городах Сибири подобные общества насчитывали в своих рядах до 1400 человек [1].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Анализ особенности словаря детей
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 82 г. Ангарска В исследовании принимало участие 38 детей - две группы: экспериментальная и контрольная. 1. Изучить уровень развития словаря детей третьего года жизни. 2. Разработать методику использования разнообразных приемов работы на занятиях с игруш ...

Процесс моделирования в социально-педагогических исследованиях
Моделирование – это универсальный метод получения, описания и использования знаний. Оно используется в любой профессиональной деятельности [1, с. 27]. Моделирование может использоваться для определения, уточнения характеристик, элементов проектируемой (преобразуемой) системы, рационализации способо ...

Результаты экспериментальной проверки оптимальной модели обучения учащихся VII-VIII классов в процессе работы на токарно-винторезном станке
Экспериментальной базой квалификационной работы по проверке спроектированной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов работе на токарно-винторезном станке является СОШ № 5 п. Октябрьского Красноармейского района Краснодарского края. В педагогическом эксперименте принимали участие д. п. н. ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru