Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте

Страница 5

Процесс творческого воображения изучался также А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дьяченко и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.

Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.

А.А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.

В исследованиях А.В. Петровского, О.М. Дьяченко выделены два вида воображения – активное и пассивное. Активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое. Для участие в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.

Большинство отечественных психологов подчеркивают образный характер творческих процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). О.М. Дьяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих действенный, преобразующий характер:

типизация (создание целостного образа синтетического характера);

комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов

реальности);

акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных

черт, особенностей объектов);

преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;

конструкция (создание целого по части);

агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности);

уподобление (использование аллегорий и символов) [18, с.55].

Таким образом, творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Читайте также:

Особенности формирования лексических навыков учащихся 7 классов средней полной общеобразовательной школы
Роль лексики в процессе изучения иностранного языка велика – именно лексикой передается непосредственный предмет мысли, поэтому она проникает во все сферы жизни, помогая тем самым отразить не только реальную действительность, но и воображаемую. Невозможно создать прочную языковую базу у школьников ...

Общая характеристика мультимедиа-технологий
Середина 1990-х гг. ознаменована появлением ряда теоретических работ и учебных пособий, посвященных вопросам применения компьютерных технологий в сфере образования и, в частности, применению средств мультимедиа в рамках образовательного процесса. Наибольшее распространение в литературе получают поп ...

Экспериментальное использование современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса младших школьников
Для использования современных информационных технологий в учебном процессе мы: Обеспечили учебный процесс ноутбуками и мультимедиа-проекторами, Пополнили школьную медиатеку. Создали компьютерный методический кабинет для учителей и индивидуальной научно-исследовательской деятельности участников обра ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru