Творческие занятия младших школьников во время экскурсий и походов

Современное образование » Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Человек и мир" » Творческие занятия младших школьников во время экскурсий и походов

Цель и содержание экскурсий, по словам Г.И. Фроловой [24, с. 31], как учебного занятия всегда определяется ее темой предусмотренной программой, и предполагают решение конкретных образовательных задач. Знания детей, полученные на программных экскурсиях в процессе прогулок, закрепляются и расширяются представления, накопленные в процессе повседневного общения с природой на прогулках, обобщаются и систематизируются на учебных экскурсиях.

Для проведения экскурсий имеет большое значение целенаправленная предварительная подготовка к ней на уроках и во внеурочное время. При подготовке экскурсий и учебных прогулок, походов учитель должен заранее наметить маршрут, объекты для наблюдений, продумать характер вопросов, содержание бесед, наличие проблемных ситуаций, творческих заданий.

Это особенно важно, если речь идет об экскурсии на производство, в этом случае учителю необходимо побеседовать с теми людьми, с которыми будет организована встреча, помочь им построить свой рассказ в доступной и интересной для детей форме. В ходе экскурсий в природу важно формировать умение наблюдать предметы и явления природы. Лишь при соблюдении всех вышеизложенных условий важно планировать творческие занятия детей на экскурсиях и походах. Успешному решению творческих заданий будет способствовать посильно трудовая и общественно полезная работа детей, в этом числе природоохранная деятельность (сбор корма для зимующих птиц, помощь старшим в изготовлении и развешивании скворечников) [24, с. 45].

Коснемся непосредственно творческих заданий при проведении экскурсий и походов. Нередко при проведении экскурсий детям раздаются листки с памяткой - инструкцией (Приложение 4), где можно предугадать вопросы творческого характера:

1) Как изменить краски осеннего парка по сравнению с летним? (Ответ на этот вопрос может быть творческим: сочинение-миниатюра, зарисовки отдельных моментов, аппликация с использованием природного материала).

2) Найди и сравни цветущие травянистые растения. Назови их части. (Можно выполнить небольшой гербарий к этому вопросу).

3) Что тебе особенно понравилось и запомнилось на экскурсии? (Ответ может быть выполнен творчески: рисунки, описания, композиции, сочинения и так далее).

При проведении осенней экскурсии в лес дети часто наблюдают и знакомятся с грибами, обитателями муравейника и так далее. Полезно в этот момент подключить задания творческого характера. Например, составить самостоятельно загадки об этих объектах наблюдения. Дети увлеченно выполняют задание и запоминают все, о чем говорилось.

Одним из творческих заданий, как отмечает З.П. Паршапкова [17, с. 19], является составление творческого отчета о походе, который может включать в себя фотографии, рисунки, зарисовки, гербарии из растения и другое. Нередко дети собирают природный материал для уроков труда, либо опавшие листья деревьев (при изучении и распознаваний деревьев). Полезно будет предложить детям составить аппликации, выполнить какие-либо композиции, изготовить поделки и букеты. Часто учителя после походов практикуют предложить учащимся написать о своем отношении к походу или внесение своих предложений. Учащиеся проявляют фантазию при выполнении творческих заданий: пишут стихи, рисуют рисунки и так далее Как видим, при проведении экскурсий и походов могут быть раскрыты внутренние задатки детей при выполнении творческого характера «они будут стремиться к выполнению творческих заданий только им подходящим способом, так как одинаковых работ быть не может».


Читайте также:

Половое и гигиеническое воспитание в школе
половой воспитание гендерный Половое воспитание младших школьников осуществляется в процессе преподавания учебного предмета «Человек и мир» (блоки «Человек и общество» и «Человек и его здоровье»), где уже сложилась определенная система в этом направлении, а также при изучении курса по выбору «Здоро ...

Методика рисования пейзажа
Для того чтобы педагогический процесс имел коррекционную направленность, необходимо в ходе обучения рисованию учитывать особенности деятельности учащихся коррекционной школы. К числу умственных действий, которые ученик выполняет на разных этапах создания рисунка, следует отнести: осмысление изобраз ...

Цель и задачи исследования Характеристика состава экспериментальной и контрольной группы
Наглядно-действенное мышление - форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая, прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно восп ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru