Творческие занятия младших школьников во время экскурсий и походов

Современное образование » Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Человек и мир" » Творческие занятия младших школьников во время экскурсий и походов

Цель и содержание экскурсий, по словам Г.И. Фроловой [24, с. 31], как учебного занятия всегда определяется ее темой предусмотренной программой, и предполагают решение конкретных образовательных задач. Знания детей, полученные на программных экскурсиях в процессе прогулок, закрепляются и расширяются представления, накопленные в процессе повседневного общения с природой на прогулках, обобщаются и систематизируются на учебных экскурсиях.

Для проведения экскурсий имеет большое значение целенаправленная предварительная подготовка к ней на уроках и во внеурочное время. При подготовке экскурсий и учебных прогулок, походов учитель должен заранее наметить маршрут, объекты для наблюдений, продумать характер вопросов, содержание бесед, наличие проблемных ситуаций, творческих заданий.

Это особенно важно, если речь идет об экскурсии на производство, в этом случае учителю необходимо побеседовать с теми людьми, с которыми будет организована встреча, помочь им построить свой рассказ в доступной и интересной для детей форме. В ходе экскурсий в природу важно формировать умение наблюдать предметы и явления природы. Лишь при соблюдении всех вышеизложенных условий важно планировать творческие занятия детей на экскурсиях и походах. Успешному решению творческих заданий будет способствовать посильно трудовая и общественно полезная работа детей, в этом числе природоохранная деятельность (сбор корма для зимующих птиц, помощь старшим в изготовлении и развешивании скворечников) [24, с. 45].

Коснемся непосредственно творческих заданий при проведении экскурсий и походов. Нередко при проведении экскурсий детям раздаются листки с памяткой - инструкцией (Приложение 4), где можно предугадать вопросы творческого характера:

1) Как изменить краски осеннего парка по сравнению с летним? (Ответ на этот вопрос может быть творческим: сочинение-миниатюра, зарисовки отдельных моментов, аппликация с использованием природного материала).

2) Найди и сравни цветущие травянистые растения. Назови их части. (Можно выполнить небольшой гербарий к этому вопросу).

3) Что тебе особенно понравилось и запомнилось на экскурсии? (Ответ может быть выполнен творчески: рисунки, описания, композиции, сочинения и так далее).

При проведении осенней экскурсии в лес дети часто наблюдают и знакомятся с грибами, обитателями муравейника и так далее. Полезно в этот момент подключить задания творческого характера. Например, составить самостоятельно загадки об этих объектах наблюдения. Дети увлеченно выполняют задание и запоминают все, о чем говорилось.

Одним из творческих заданий, как отмечает З.П. Паршапкова [17, с. 19], является составление творческого отчета о походе, который может включать в себя фотографии, рисунки, зарисовки, гербарии из растения и другое. Нередко дети собирают природный материал для уроков труда, либо опавшие листья деревьев (при изучении и распознаваний деревьев). Полезно будет предложить детям составить аппликации, выполнить какие-либо композиции, изготовить поделки и букеты. Часто учителя после походов практикуют предложить учащимся написать о своем отношении к походу или внесение своих предложений. Учащиеся проявляют фантазию при выполнении творческих заданий: пишут стихи, рисуют рисунки и так далее Как видим, при проведении экскурсий и походов могут быть раскрыты внутренние задатки детей при выполнении творческого характера «они будут стремиться к выполнению творческих заданий только им подходящим способом, так как одинаковых работ быть не может».


Читайте также:

Построение оптимальной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
Уроки технологии имеют свою оправданную специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов. Во-первых, на занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках технологии отводится имен ...

Методика работы над многозначными словами
Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него юзможности выбора более точного и выразительного офор­мления мысли. Современный русский язы ...

Приёмы обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся начальных классов
При обучении эвенскому языку детей особое значения приобретает выбор методических приемов проведение разговорных уроков. Чем разнообразнее интереснее будут приемы, активизирующие изучаемый языковой материал тем легче и лучше овладевают дети эвенским языком. Овладение новым языком представляет собой ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru