Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Человек и мир"

Современное образование » Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Человек и мир"

Выбранная нами тема является актуальной, так как в наше время существует потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им «Человек и мир». Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

«Только тогда вспыхивает факел педагогического творчества, оживают педагогические теории и системы, методические рекомендации и наглядные пособия, когда в школу приходит настоящий учитель – личность. Школе нужен творческий учитель» [3, с. 68].

Современные проблемы образования не вышли за пределы тематики, волновавшие ума людей в давно ушедшие от нас времена. Человечество по-прежнему интересуется вопросами назначения системы образования в обществе, целями и задачами по его практической реализации, содержанием, формами, методами и моделями учебно-воспитательной деятельности. Но всё же мир в окружающей действительности меняется с каждым днём.

Особенностью начальной школы является отсутствие "единого старта": дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и разным по своему содержанию и качественным характеристикам жизненным опытом, на который учитель опирается и учитывает его при организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому применять инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы особо важно. Ведь именно в начальной школе закладывается основа для дальнейшего успешного обучения и воспитания, а современные технологии ориентированы, прежде всего, на воспитание всесторонне развитой личности [23, с. 8].

Мы считаем, что уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени должен определяться тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.

Возможности классно-урочной системы до конца не исчерпаны, и для достижения реального результата в начальной школе необходимо использовать как можно больше материала, соответствующего интересам самих учащихся, что активизирует их познавательную деятельность.

Педагогическая профессия – одна из самых массовых, и это уже показывает, что повышение творческой отдачи учителей будет во многом способствовать росту творческого потенциала учеников. Легко понять и такую зависимость: только творческий учитель сможет воспитать творческого человека.

Казалось бы, для того чтобы сформировать творческого педагога, делается сегодня не мало: есть педагогические теории и системы, методические рекомендации и пособия. И все-таки творчества в школе еще недостает. В чем дело? Своеобразие педагогической деятельности состоит в том, что она одновременно и массовая, и творческая. Как сопрячь эти два начала и постичь сложную диалектику педагогического творчества?

Единственно правильного объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творчества настолько многообразны, что четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя.

Творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т. д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создания нового для ученика подхода к решению или выполнению задачи. Однако чтобы создать конкретный продукт, нужны кроме общеобразовательных общепрофессиональные знания, в том числе и о способах деятельности, а самое главное – овладение ими на высоком уровне. А так как у школьников даже младшего возраста свои индивидуальные интересы, способности, склонности, то надо включить в учебный процесс самые различные виды труда, поощряя появления творчества. Постепенно можно выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей. Только снабдив учащихся определенным минимумам общепрофессиональных знаний, можно говорить о самостоятельном создании или конкретных и разнообразных, творческих, оригинальных продуктов, можно говорить об обучении школьников творчеству» [6, с. 12].

В каждой школе есть одаренные дети, способные достичь при благоприятных условиях обучения выдающихся результатов видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность.

К сожалению, природа не наградила человека никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности. Ребенок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности. «Например, имеются индивидуальные врожденные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущества перед другими в отношении возможностей овладения одной деятельность. Так ребенок, имеющий благоприятные задатки для развития музыкальных способностей, будет при всех прочих равных условиях развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется г больших достижений, чем ребенок, не обладающий такими задатками. В этом смысле люди не равные в отношении возможности развития у них способностей» [5, с 24]. Чтобы это осуществить, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона, начиная с самого раннего возраста. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение всех школьников к продуктивной творческой деятельности.

Чтобы подробнее рассмотреть тему данной курсовой работы определим ее цель: выявление потенциала развития младших школьников в процессе творческих занятий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть возможности организации учителем начальных классов творческих и оригинальных занятий при изучении предмета «Человек и мир».

2. Определить влияние творческих занятий в процессе обучения.

Также была выдвинута гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников на уроках «Человек и мир» будет осуществляться эффективнее:

1) при реализации содержания текстов, заданий учебников «Человек и мир» для развития творческих способностей;

2) при систематическом использовании познавательных игр на разных этапах урока;

3) при включении школьников в процесс наблюдений за изменениями в природе и организация их деятельности по описанию, рисованию собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы.

Методы исследования: наблюдение, анализ школьной документации, беседа, анкета, ранжирование, метод незаконченного предложения.


Читайте также:

Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность – переход от детства к взрослости. К подростковому возрасту относят шко ...

Единый государственный экзамен как форма независимой оценки качества образования
мониторинг качество обучение экзамен На международном уровне внимание к проблеме развития независимой оценки качества обусловлено тем, что, согласно положениям Болонской декларации, европейские страны начали связывать взаимное признание документов об образовании с наличием систем независимой оценки ...

Развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку
- Учить детей хлопать в ладоши под веселую мелодию, и с ее окончанием опускать руки на колени. "Полька", муз. Ю. Слонова; "Веселые матрешки", сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; "Камаринская", муз. П. Чайковского. - Учить детей вращать кистями рук. Поднять руки во врем ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru