Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Человек и мир"

Современное образование » Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Человек и мир"

Выбранная нами тема является актуальной, так как в наше время существует потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им «Человек и мир». Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

«Только тогда вспыхивает факел педагогического творчества, оживают педагогические теории и системы, методические рекомендации и наглядные пособия, когда в школу приходит настоящий учитель – личность. Школе нужен творческий учитель» [3, с. 68].

Современные проблемы образования не вышли за пределы тематики, волновавшие ума людей в давно ушедшие от нас времена. Человечество по-прежнему интересуется вопросами назначения системы образования в обществе, целями и задачами по его практической реализации, содержанием, формами, методами и моделями учебно-воспитательной деятельности. Но всё же мир в окружающей действительности меняется с каждым днём.

Особенностью начальной школы является отсутствие "единого старта": дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и разным по своему содержанию и качественным характеристикам жизненным опытом, на который учитель опирается и учитывает его при организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому применять инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы особо важно. Ведь именно в начальной школе закладывается основа для дальнейшего успешного обучения и воспитания, а современные технологии ориентированы, прежде всего, на воспитание всесторонне развитой личности [23, с. 8].

Мы считаем, что уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени должен определяться тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.

Возможности классно-урочной системы до конца не исчерпаны, и для достижения реального результата в начальной школе необходимо использовать как можно больше материала, соответствующего интересам самих учащихся, что активизирует их познавательную деятельность.

Педагогическая профессия – одна из самых массовых, и это уже показывает, что повышение творческой отдачи учителей будет во многом способствовать росту творческого потенциала учеников. Легко понять и такую зависимость: только творческий учитель сможет воспитать творческого человека.

Казалось бы, для того чтобы сформировать творческого педагога, делается сегодня не мало: есть педагогические теории и системы, методические рекомендации и пособия. И все-таки творчества в школе еще недостает. В чем дело? Своеобразие педагогической деятельности состоит в том, что она одновременно и массовая, и творческая. Как сопрячь эти два начала и постичь сложную диалектику педагогического творчества?

Единственно правильного объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творчества настолько многообразны, что четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя.

Творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т. д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создания нового для ученика подхода к решению или выполнению задачи. Однако чтобы создать конкретный продукт, нужны кроме общеобразовательных общепрофессиональные знания, в том числе и о способах деятельности, а самое главное – овладение ими на высоком уровне. А так как у школьников даже младшего возраста свои индивидуальные интересы, способности, склонности, то надо включить в учебный процесс самые различные виды труда, поощряя появления творчества. Постепенно можно выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей. Только снабдив учащихся определенным минимумам общепрофессиональных знаний, можно говорить о самостоятельном создании или конкретных и разнообразных, творческих, оригинальных продуктов, можно говорить об обучении школьников творчеству» [6, с. 12].

В каждой школе есть одаренные дети, способные достичь при благоприятных условиях обучения выдающихся результатов видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Важно только найти для каждого такую деятельность.

К сожалению, природа не наградила человека никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности. Ребенок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности. «Например, имеются индивидуальные врожденные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущества перед другими в отношении возможностей овладения одной деятельность. Так ребенок, имеющий благоприятные задатки для развития музыкальных способностей, будет при всех прочих равных условиях развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется г больших достижений, чем ребенок, не обладающий такими задатками. В этом смысле люди не равные в отношении возможности развития у них способностей» [5, с 24]. Чтобы это осуществить, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона, начиная с самого раннего возраста. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение всех школьников к продуктивной творческой деятельности.

Чтобы подробнее рассмотреть тему данной курсовой работы определим ее цель: выявление потенциала развития младших школьников в процессе творческих занятий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть возможности организации учителем начальных классов творческих и оригинальных занятий при изучении предмета «Человек и мир».

2. Определить влияние творческих занятий в процессе обучения.

Также была выдвинута гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников на уроках «Человек и мир» будет осуществляться эффективнее:

1) при реализации содержания текстов, заданий учебников «Человек и мир» для развития творческих способностей;

2) при систематическом использовании познавательных игр на разных этапах урока;

3) при включении школьников в процесс наблюдений за изменениями в природе и организация их деятельности по описанию, рисованию собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы.

Методы исследования: наблюдение, анализ школьной документации, беседа, анкета, ранжирование, метод незаконченного предложения.


Читайте также:

Алкадиены
Алкадиены (диены) – непредельные алифатические углеводороды, молекулы которых содержат две двойные связи. Общая формула алкадиенов СnH2n-2. Свойства алкадиенов в значительной степени зависят от взаимного расположения двойных связей в их молекулах. По этому признаку различают три типа двойных связей ...

Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения
А.К. Маркова предлагает следующие рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно пре ...

Анализ реализованных мероприятий по повышению познавательного интереса младших школьников через использование современных информационных технологий
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности познавательного интереса у младших ш ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru