Современные подходы к определению содержания образовательной программы

Страница 1

Предусматриваемое программой содержание образование должно быть ориентировано на предоставление возможности узнавания имманентно (внутренне) содержащихся в предмете обучения образов явлений, фактов, отношений и для этого: востребовать субъектный опыт, задействовать сферу чувств, переживаний; основано на принципе свободы (отсутствие жесткой регламентации, диалогичность, возможность выбора). Кроме того, программа предполагает деятельность ребенка по присвоению этих образов и поэтому содержание образования должно быть доступным, ясным, логичным, иметь индивидуально-дифференцированный характер и ориентироваться на актуализацию внутренне мотивированных форм поведения.

Надо отметить, что, строго говоря, не сама программа осуществляет образование, а учитель через соответствующее содержание образования, предусмотренное программой. Содержание образования в традиционной знаниево-ориентированной парадигме принято было определять как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также как определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы [20, с. 105].

При таком подходе в центре внимания находятся знания как результат интеллектуальных достижений человечества. Однако, при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Личность отчуждена в таком содержании образования и вынуждена находиться в позиции обязанной усвоить то, что содержит в себе процесс обучения. Такое содержание образования преследует цели функциональной, вещно-предметной образованности человека, использует личность как раз в функции средства, опирается на механизм мотивации, ценностной ориентировки, смыслопоиска как на своего рода движущие силы достижения заданных извне целей. Развитие же личности совершается в данном случае попутно, в той мере и в тех аспектах, в каких они оказываются необходимыми, востребованными для социальной ориентации индивида, поскольку и сама она воспринимается не в ее самобытности, целостности, а через призму функционально заданных параметров-успеваемости, «правильного» поведения, мотивации.

В последние годы все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению и выбору содержания образования. При личностно-ориентированном подходе к сущности содержания образования абсолютной ценностью выступают не отчужденные от личности знания, а сама личность. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Личностное развитие и саморазвитие становится самоцелью такого образования, достижению которого, в конечном счете, подчинены его содержательные и процессуальные компоненты. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому, что это содержание приобретает теперь качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида.

Исследователями выделяется ряд взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов содержания образования, представленных в разной степени и в программах специалистов системы дополнительного образования детей. К таким компонентам относят: когнитивный (знаниевый), практической деятельности, творческий, отношенческий.

Отношенческий компонент содержания образования предусматривает наличие в содержании образования особого характера отношений к ребенку, между детьми, к другим компонентам содержания образования и поэтому является системообразующим в образовательной программе. Дело в том, что система отношений способна либо «сцементировать» все компоненты в единое образовательное пространство становления личности, придать ему гуманный, творческо-преобразующий характер, либо сделать эту нишу взросления деструктивной, разрушающей личность, ее подлинные человеческие стремления и направления самоосуществления. А.Б. Орлов [18] предлагает перестроить сами основания между миром взрослых и миром детей. Новые принципы отношений между этими мирами он формулирует следующим образом:

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Характеристика внимания младших школьников
Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в её сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усили ...

Этапы формирования государственной политики развития образования в России
Образование в древней Руси На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в ...

Техника «росписи по ткани»
Исследуя искусствоведческую литературу нами было установлено, что существуют разные способы выполнения «росписи по ткани». Батик – это особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются непокрытые воском уча ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru