Предусматриваемое программой содержание образование должно быть ориентировано на предоставление возможности узнавания имманентно (внутренне) содержащихся в предмете обучения образов явлений, фактов, отношений и для этого: востребовать субъектный опыт, задействовать сферу чувств, переживаний; основано на принципе свободы (отсутствие жесткой регламентации, диалогичность, возможность выбора). Кроме того, программа предполагает деятельность ребенка по присвоению этих образов и поэтому содержание образования должно быть доступным, ясным, логичным, иметь индивидуально-дифференцированный характер и ориентироваться на актуализацию внутренне мотивированных форм поведения.
Надо отметить, что, строго говоря, не сама программа осуществляет образование, а учитель через соответствующее содержание образования, предусмотренное программой. Содержание образования в традиционной знаниево-ориентированной парадигме принято было определять как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также как определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы [20, с. 105].
При таком подходе в центре внимания находятся знания как результат интеллектуальных достижений человечества. Однако, при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания выступают абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Личность отчуждена в таком содержании образования и вынуждена находиться в позиции обязанной усвоить то, что содержит в себе процесс обучения. Такое содержание образования преследует цели функциональной, вещно-предметной образованности человека, использует личность как раз в функции средства, опирается на механизм мотивации, ценностной ориентировки, смыслопоиска как на своего рода движущие силы достижения заданных извне целей. Развитие же личности совершается в данном случае попутно, в той мере и в тех аспектах, в каких они оказываются необходимыми, востребованными для социальной ориентации индивида, поскольку и сама она воспринимается не в ее самобытности, целостности, а через призму функционально заданных параметров-успеваемости, «правильного» поведения, мотивации.
В последние годы все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению и выбору содержания образования. При личностно-ориентированном подходе к сущности содержания образования абсолютной ценностью выступают не отчужденные от личности знания, а сама личность. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Личностное развитие и саморазвитие становится самоцелью такого образования, достижению которого, в конечном счете, подчинены его содержательные и процессуальные компоненты. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому, что это содержание приобретает теперь качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида.
Исследователями выделяется ряд взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов содержания образования, представленных в разной степени и в программах специалистов системы дополнительного образования детей. К таким компонентам относят: когнитивный (знаниевый), практической деятельности, творческий, отношенческий.
Отношенческий компонент содержания образования предусматривает наличие в содержании образования особого характера отношений к ребенку, между детьми, к другим компонентам содержания образования и поэтому является системообразующим в образовательной программе. Дело в том, что система отношений способна либо «сцементировать» все компоненты в единое образовательное пространство становления личности, придать ему гуманный, творческо-преобразующий характер, либо сделать эту нишу взросления деструктивной, разрушающей личность, ее подлинные человеческие стремления и направления самоосуществления. А.Б. Орлов [18] предлагает перестроить сами основания между миром взрослых и миром детей. Новые принципы отношений между этими мирами он формулирует следующим образом:
Читайте также:
Концепция "Воспитание петербуржца XXI века"
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Район, где ...
Обследование речи детей по методике Г. А. Волковой
Логопедическое обследование проводится в начале коррекционно-воспитательного воздействия на заикающихся. Такие проявления, как способность заикающихся детей к подражанию, развитие игровой активности, степень сформированности у них общественного поведения, личностные и эмоциональные реакции, могут в ...
Особенности подготовки кадров по профилю технологии социальной работы
Неудивительно, что после официального введения специальности социального работника первыми социальными работниками стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по специальностям «социальная работа», «социальная педагоги ...