Ведущие психологические и методические идеи

Страница 1

Основу содержания воспитания, по мнению автора концепции В.А. Караковского, должны составлять общечеловеческие ценности:Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Концепция В.А.Караковского построена лишь на осознании и утверждении собственного «Я». Я не вполне согласна с таким мнением потому, что такой гуманистический подход не всегда может помочь в воспитании нравственного человека, думающего не только о себе, но и об окружающих. Чаще всего люди, воспитанные по принципу «Я-главный», бывают эгоистами и нравственные уставы общества их не интересуют.

-Н. М. Таланчук «Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов»(1991г.) Системно-ролевая теория формирования личности ребенка.

Создателем данной теории воспитания личности ребенка является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Профессор Н.М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми. Здесь воспитание рассматривается как процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. А цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей. В процесс воспитания при таком подходе входит формирование общечеловеческих ценностей и интересов, а механизмами воспитания становятся формы и способы социального наследования путем оказания педагогической помощи учащимся в выполнении и освоении социальных ролей. При этом педагог должен использовать следующие методы воспитательной деятельности:

- диагностический; - дифференцированный;

- метод планирования; - организаторский;

-метод актуализации значимых целей; - коммуникативный;

- формирующий и стимулирующий; - контрольно-аналитический и оценочный;

- координационно-коррекционный.

Критериями и показателями эффективности такого воспитательного процесса должны стать показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей.

Концепция воспитания Н.М.Таланчука, как мне кажется, более полно охватывает воспитательный процесс со стороны нравственности, т. к., по его словам, «цель воспитания заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей». Так же, его подход основан на дифференциации воспитания и диагностике.

-О.Н.Курамшина, А.М. Железкина «Школа оптимизма» (Методические рекомендации. Психологические тренинги.)

…Убеждены мы: нет плохих детей!

Есть, взрослые, забывшие о долге.

Взвалившие на плечи малышей Недетские проблемы и заботы.

А детская наивная душа

Так хочет верить в лучшее сегодня!

И мы откроем детям этот мир,

Прекрасный мир, наполненный любовью…О. Курамшин

Не секрет, что современные дети, подобно взрослым, испытывают стрессы и не всегда подготовлены к сложной и подчас суровой жизни. Как помочь маленьким людям с радостью встречать каждый новый день, научить их уважать себя, дружить, сотрудничать, достигать успеха?

Ценность позитивного взгляда на жизнь, по мнению автора, состоит в следующем:

-субъективной позиции; - толерантности; -рефлексивной оценке.

Учащимся начальной школы это поможет:

-адаптироваться в современном жизненном пространстве;

- осознавать различные ситуации социальной жизни, формировать к ним свое отношение,

-вырабатывать нестереотипные способы действий в повседневной жизни.

Для успешной работы педагогу необходимо поднять на качественный уровень воспитательную работу; использовать широкий диапазон адаптированных психологических методов и форм работы; создать в классе атмосферу внутреннего благополучия, комфорта и защищенности.

Основу программы «Школа оптимизма» составили:

Идеи Л.С. Выготского о том, что «социально организованное обучение создает зону ближайшего развития».

1) Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, что «результатом такого воспитания должно стать умение ребенка анализировать, планировать, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия».

2) Теория игровой деятельности Д.Б.Эльконина, суть которой в том, что играя ребенок усваивает моральные и нравственные нормы.

3) Теоретическое содержание понятия «сензитивность», которое применительно младшему школьному возрасту для развития.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Педагогика в системе наук о человеке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Свое на ...

«Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов, генетиков, писателей и т.д. В работах педагогов и психологов появились новые данные, подтверждающие, что ...

Методика работы над многозначными словами
Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него юзможности выбора более точного и выразительного офор­мления мысли. Современный русский язы ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru