Создание эффективной методической системы изучения басен И.А. Крылова на уроках в начальной школе

Современное образование » Создание эффективной методической системы изучения басен И.А. Крылова на уроках в начальной школе

Каждый раз, когда внутренние раздоры в коллективе и в семье мешают общему делу, мы поминаем Лебедя, Рака и Щуку – трех персонажей известной крыловской басни. Когда речь идет о лести в целях мошеннического обмана, на ум приходят Ворона и Лисица, выманившая у Вороны кусок сыра. Когда непослушный ребенок продолжает хулиганить, несмотря на все наши увещевания, мы вздыхаем: «…А Васька слушает, да ест…». А когда сложная и запутанная задача неожиданно легко разрешается, усмехаемся: «…А ларчик просто открывался!»

Все эти образы, ставшие неотделимой частью мировосприятия каждого русского человека, пришли к нам из басен замечательного писателя Ивана Андреевича Крылова. Помимо крылатых выражений и пословиц его коротенькие и такие, на первый взгляд, простые басни подарили русской литературе множество других, взрослых и детских произведений, в основу которых легли крыловские замыслы. Огромное количество фольклора, особенно – анекдотов и прибауток, – тоже строятся на образах и идеях этого поистине народного писателя. Действительно, часто позволяют буквально в двух словах полностью охарактеризовать и ситуацию, и наше к ней отношение. Достаточно назвать кого-то «свиньей под дубом», как всем становится ясно, что речь идет о неблагодарном человеке, не умеющем ценить поддержку других людей. А лаконичная фраза «зелен виноград» – это намек на ситуацию, когда человек из зависти ругает что-либо, что по тем или иным причинам оказалось ему недоступно.

А знают ли наши дети, что, в сущности, означают все эти выражения, которые мы привыкли слышать и произносить изо дня в день. Если нет, необходимо срочно познакомить их с баснями! Баснями Ивана Андреевича Крылова. Ведь иначе они рискуют так никогда и не понять, почему про задиристого и трусоватого соседского мальчика, исподтишка цепляющегося к старшим и более сильным ребятам, взрослые со смехом говорят: «Ах, Моська, знать она сильна, коль лает на слона…». И почему легкомысленному ученику, теряющему время даром, в ответ на жалобы на плохие оценки советуют: «Так пойди же, попляши!».

Басни Ивана Крылова помогут детям узнать, что же на самом деле означают загадочные фразеологизмы: «Мартышка и очки» или «Волк на псарне». Оказывается, это названия интереснейших и смешных историй, помогающих маленьким членам обществам выработать собственное отношение ко многим типичнейшим ситуациям из жизни. Басни открывают перед ребенком удивительный мир сатиры и философского осмысления, созданный пером Ивана Андреевича Крылова.

В.Г. Белинский справедливо отмечал: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями…».

Актуальность избранной проблемы. Методика изучения басни, как на уроках литературы, так и во внеклассной работе, остается недостаточно разработанной.

Предметом исследования являются басни И.А. Крылова и научно обоснованная методика их изучения.

Цель работы: создание эффективной методической системы изучения басен И.А. Крылова на уроках в начальной школе (2-4 кл.).

Задачи работы:

– выявить специфику анализа басни в начальной школе;

– разработать конкретные образцы анализа изучаемых басен И.А. Крылова.

– выявить истоки басен И.А. Крылова, традиции и новаторство его творчества;

– разработать и обосновать систему уроков по басням И.А. Крылова;

– обобщить результаты работы с целью использования данного материала в последующей преподавательской деятельности.

Для решения намеченных задач использовались следующие методы исследования: теоретический (изучение и анализ трудов по литературоведению, педагогике, теории и методике обучения литературе, касающихся темы исследования), социально-педагогический (анализ школьных программ, учебных и методических пособий).

Практическая значимость. Выводы и рекомендации данного исследования могут быть учтены при составлении новых и совершенствовании существующих программ и учебных пособий по изучению басни (басен И.А. Крылова), в начальной школе.

Структура дипломной. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.


Читайте также:

Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке
Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать, лепить? Ответы на эти вопросы мы находим у целого ряда исследователей. Наблюдения за первыми попытками ребенка рисовать, лепить, сделанные в разное время зарубежными авторами (В. Штерн, О. Шинн, X. ...

Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников
Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о ра ...

Показания и противопоказания к физическим упражнениям
В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации всех учащихся по состоянию здоровья делят на три группы (цит. В.П. Ермакова, 1990): 1-я группа — основная; 2-я группа — подготовительная; 3-я группа — специальная. К 1-й группе относятся дет ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru