2 класс
Урок 1.
Тема урока: Иван Андреевич Крылов, «Лебедь, Рак и Щука»
Цели урока:
Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».
Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами.
Развивать речевые умения и творческие способности детей.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Учитель проверяет пересказ сказки по плану.
Изучение нового материала.
– Откройте учебник (стр. 102). Прочитайте и запишите имя, отчество и фамилию баснописца, с произведениями которого мы сегодня начинаем знакомство. Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский баснописец. Родился в Москве в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и в Твери. Отец умер рано. Вот и пошёл маленький мальчик в том возрасте, когда другие за партой сидят, работать. Нужно было матери помочь прокормить семью. Ему было 11 лет, а был он уже в чине подканцеляриста. У него было своё место за столом, заваленное бумагами. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что начальник не раз его бил. Прошло время, и стал Иван Андреевич писать статьи для журналов и работать в Публичной библиотеке.
В 1809 году вышла первая книга басен. Было в ней 23 басни. При жизни Крылова было опубликовано 9 книг с его баснями.
Басни Крылова бессмертны. Они подобны зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться.
– Прочитайте статью в учебнике (стр. 102).
– Знаешь ли ты, что такое басня?
– Что же такое басня? Это небольшое, чаще всего написанное в стихах произведение. В нём животные ведут себя, как люди: те же у них недостатки. В каждой басне есть мораль – совет, поучение или просто насмешка. Мораль располагается в начале или в конце басни.
– Сравни басню и сказку. Есть ли у них что-то общее?
Изучение нового материала.
– Откройте учебник. Учитель читает басню.
– Вам понравилась басня? Чем? Чтение басни детьми.
– Назовите героев басни.
– Что однажды задумали сделать Лебедь, Рак и Щука?
– Опишите, как Лебедь старался сдвинуть воз?
– Какой он по характеру? (Стремительный, упрямый, быстрый).
– Опишите, как Рак старался сдвинуть воз?
– Какой он по характеру? (Неторопливый, упрямый, нерасторопный).
– Опишите, как Щука старалась сдвинуть воз?
– Какая она по характеру? (Упрямая, эгоистичная, так как знала только своё дело.)
– Как они старались выполнить работу? Прочитайте.
– Получилась ли их затея?
– Как вы думаете, почему воз не сдвинулся с места?
– Прочитайте, как объясняет это автор?
– Найдите и прочитайте мораль этой басни.
– В чем смысл пословицы: «Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось»?
Творческая работа
– Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему.
Итог урока.
– Что нового, интересного вы узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что осталось непонятным?
Домашнее задание.
Выразительно читать басню «Лебедь, Рак и Щука».
Урок 2.
Тема урока: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Цели урока:
Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами.
Развивать речевые умения и творческие способности детей.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Учитель проверяет выразительное чтение басни.
Изучение нового материала.
– Откройте учебник. Учитель читает басню (стр. 106).
– Вам понравилось басня? Чем?
Объяснить значение слов.
Помертвело – пришло в оцепенение, потеряло живость.
Нужда – недостаток в необходимом, бедность.
Тоска – душевная тревога, соединённая с грустью, уныние.
Удручена – огорчена.
Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери.
Кумушка – крёстная мать по отношению к родителям крестника и к крёстному отцу.
Вешний – весенний.
Мурава – молодая трава.
Чтение басни детьми.
– Назовите героев басни.
– Как автор называет Стрекозу? Почему он так её называет?
– Прочитайте описание природы в басне.
– Что происходит со стрекозой зимой?
– К кому она ползет с просьбой?
– Прочитайте, о чём просит Стрекоза Муравья.
– Как отреагировал на эту просьбу Муравей?
– Чем занималась Стрекоза всё лето? Прочитайте.
– Справедливо ли поступил Муравей?
– Сочувствуете ли вы Стрекозе?
– Прочитайте басню по ролям. Перед началом чтения на полях отметим слова автора и героев басни.
– В чём заключается мораль басни? Прочитайте.
– Что осуждается в басне? (Лень, беспечность, праздность, эгоизм.)
– Объясните смысл пословицы «Делу – время, а потехе – час», используя басню.
– Подготовьтесь к выразительному чтению басни. Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом? Подчеркните эти слова.
Читайте также:
Изучение личности ученика в
образовательном процессе
Считается, что школа дает знания, готовит к жизни, формирует мировоззрение, т.е. выполняет много важных социальных функций. Все это верно, но главная ее цель все-таки становление человека в наиболее интенсивный период его возрастного развития (6-17 лет). Если основная ее функция — развивающая ...
Художественное своеобразие басен И.А. Крылова
Детство Крылова прошло в Твери, в небогатой дворянской семье, в близком общении с народом. На веселых народных гуляньях мальчик вслушивался в острые словечки и шутки, смеялся над язвительными анекдотами о чиновниках-взяточниках, над историями о хитрых мужичках. Очень рано Крылов начал чиновничью сл ...
Воспитание
как часть педагогического процесса
Обучение – один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка. Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления ...