Конспекты уроков по басням И.А. Крылова

Страница 1

2 класс

Урок 1.

Тема урока: Иван Андреевич Крылов, «Лебедь, Рак и Щука»

Цели урока:

Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами.

Развивать речевые умения и творческие способности детей.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Учитель проверяет пересказ сказки по плану.

Изучение нового материала.

– Откройте учебник (стр. 102). Прочитайте и запишите имя, отчество и фамилию баснописца, с произведениями которого мы сегодня начинаем знакомство. Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский баснописец. Родился в Москве в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и в Твери. Отец умер рано. Вот и пошёл маленький мальчик в том возрасте, когда другие за партой сидят, работать. Нужно было матери помочь прокормить семью. Ему было 11 лет, а был он уже в чине подканцеляриста. У него было своё место за столом, заваленное бумагами. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что начальник не раз его бил. Прошло время, и стал Иван Андреевич писать статьи для журналов и работать в Публичной библиотеке.

В 1809 году вышла первая книга басен. Было в ней 23 басни. При жизни Крылова было опубликовано 9 книг с его баснями.

Басни Крылова бессмертны. Они подобны зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться.

– Прочитайте статью в учебнике (стр. 102).

– Знаешь ли ты, что такое басня?

– Что же такое басня? Это небольшое, чаще всего написанное в стихах произведение. В нём животные ведут себя, как люди: те же у них недостатки. В каждой басне есть мораль – совет, поучение или просто насмешка. Мораль располагается в начале или в конце басни.

– Сравни басню и сказку. Есть ли у них что-то общее?

Изучение нового материала.

– Откройте учебник. Учитель читает басню.

– Вам понравилась басня? Чем? Чтение басни детьми.

– Назовите героев басни.

– Что однажды задумали сделать Лебедь, Рак и Щука?

– Опишите, как Лебедь старался сдвинуть воз?

– Какой он по характеру? (Стремительный, упрямый, быстрый).

– Опишите, как Рак старался сдвинуть воз?

– Какой он по характеру? (Неторопливый, упрямый, нерасторопный).

– Опишите, как Щука старалась сдвинуть воз?

– Какая она по характеру? (Упрямая, эгоистичная, так как знала только своё дело.)

– Как они старались выполнить работу? Прочитайте.

– Получилась ли их затея?

– Как вы думаете, почему воз не сдвинулся с места?

– Прочитайте, как объясняет это автор?

– Найдите и прочитайте мораль этой басни.

– В чем смысл пословицы: «Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось»?

Творческая работа

– Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему.

Итог урока.

– Что нового, интересного вы узнали на уроке?

– Что особенно понравилось?

– Что осталось непонятным?

Домашнее задание.

Выразительно читать басню «Лебедь, Рак и Щука».

Урок 2.

Тема урока: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами.

Развивать речевые умения и творческие способности детей.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Учитель проверяет выразительное чтение басни.

Изучение нового материала.

– Откройте учебник. Учитель читает басню (стр. 106).

– Вам понравилось басня? Чем?

Объяснить значение слов.

Помертвело – пришло в оцепенение, потеряло живость.

Нужда – недостаток в необходимом, бедность.

Тоска – душевная тревога, соединённая с грустью, уныние.

Удручена – огорчена.

Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери.

Кумушка – крёстная мать по отношению к родителям крестника и к крёстному отцу.

Вешний – весенний.

Мурава – молодая трава.

Чтение басни детьми.

– Назовите героев басни.

– Как автор называет Стрекозу? Почему он так её называет?

– Прочитайте описание природы в басне.

– Что происходит со стрекозой зимой?

– К кому она ползет с просьбой?

– Прочитайте, о чём просит Стрекоза Муравья.

– Как отреагировал на эту просьбу Муравей?

– Чем занималась Стрекоза всё лето? Прочитайте.

– Справедливо ли поступил Муравей?

– Сочувствуете ли вы Стрекозе?

– Прочитайте басню по ролям. Перед началом чтения на полях отметим слова автора и героев басни.

– В чём заключается мораль басни? Прочитайте.

– Что осуждается в басне? (Лень, беспечность, праздность, эгоизм.)

– Объясните смысл пословицы «Делу – время, а потехе – час», используя басню.

– Подготовьтесь к выразительному чтению басни. Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом? Подчеркните эти слова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке
Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать, лепить? Ответы на эти вопросы мы находим у целого ряда исследователей. Наблюдения за первыми попытками ребенка рисовать, лепить, сделанные в разное время зарубежными авторами (В. Штерн, О. Шинн, X. ...

Пересказы художественного текста
Воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.) пересказы широко применяются в младших и средних классах как прием, способствующий усвоению содержания произведения и развития речи учащихся (В.В. Голубков, М.А. Рыбни ...

Становление интеллектуальной культуры в обществе
История человеческой цивилизации свидетельствует о том, что общество всегда нуждалось и нуждается в людях, которые концентрируют в себе высокий интеллектуальный и творческий потенциал, неординарные аналитические способности. Они необходимы как эталон, как высший показатель, к которому следует стрем ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru