Конспекты уроков по басням И.А. Крылова

Страница 1

2 класс

Урок 1.

Тема урока: Иван Андреевич Крылов, «Лебедь, Рак и Щука»

Цели урока:

Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами.

Развивать речевые умения и творческие способности детей.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Учитель проверяет пересказ сказки по плану.

Изучение нового материала.

– Откройте учебник (стр. 102). Прочитайте и запишите имя, отчество и фамилию баснописца, с произведениями которого мы сегодня начинаем знакомство. Иван Андреевич Крылов (1769-1844). Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский баснописец. Родился в Москве в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и в Твери. Отец умер рано. Вот и пошёл маленький мальчик в том возрасте, когда другие за партой сидят, работать. Нужно было матери помочь прокормить семью. Ему было 11 лет, а был он уже в чине подканцеляриста. У него было своё место за столом, заваленное бумагами. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что начальник не раз его бил. Прошло время, и стал Иван Андреевич писать статьи для журналов и работать в Публичной библиотеке.

В 1809 году вышла первая книга басен. Было в ней 23 басни. При жизни Крылова было опубликовано 9 книг с его баснями.

Басни Крылова бессмертны. Они подобны зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постарается от них избавиться.

– Прочитайте статью в учебнике (стр. 102).

– Знаешь ли ты, что такое басня?

– Что же такое басня? Это небольшое, чаще всего написанное в стихах произведение. В нём животные ведут себя, как люди: те же у них недостатки. В каждой басне есть мораль – совет, поучение или просто насмешка. Мораль располагается в начале или в конце басни.

– Сравни басню и сказку. Есть ли у них что-то общее?

Изучение нового материала.

– Откройте учебник. Учитель читает басню.

– Вам понравилась басня? Чем? Чтение басни детьми.

– Назовите героев басни.

– Что однажды задумали сделать Лебедь, Рак и Щука?

– Опишите, как Лебедь старался сдвинуть воз?

– Какой он по характеру? (Стремительный, упрямый, быстрый).

– Опишите, как Рак старался сдвинуть воз?

– Какой он по характеру? (Неторопливый, упрямый, нерасторопный).

– Опишите, как Щука старалась сдвинуть воз?

– Какая она по характеру? (Упрямая, эгоистичная, так как знала только своё дело.)

– Как они старались выполнить работу? Прочитайте.

– Получилась ли их затея?

– Как вы думаете, почему воз не сдвинулся с места?

– Прочитайте, как объясняет это автор?

– Найдите и прочитайте мораль этой басни.

– В чем смысл пословицы: «Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось»?

Творческая работа

– Прочитай первые три строки. Придумай свой рассказ на эту тему.

Итог урока.

– Что нового, интересного вы узнали на уроке?

– Что особенно понравилось?

– Что осталось непонятным?

Домашнее задание.

Выразительно читать басню «Лебедь, Рак и Щука».

Урок 2.

Тема урока: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами.

Развивать речевые умения и творческие способности детей.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Учитель проверяет выразительное чтение басни.

Изучение нового материала.

– Откройте учебник. Учитель читает басню (стр. 106).

– Вам понравилось басня? Чем?

Объяснить значение слов.

Помертвело – пришло в оцепенение, потеряло живость.

Нужда – недостаток в необходимом, бедность.

Тоска – душевная тревога, соединённая с грустью, уныние.

Удручена – огорчена.

Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери.

Кумушка – крёстная мать по отношению к родителям крестника и к крёстному отцу.

Вешний – весенний.

Мурава – молодая трава.

Чтение басни детьми.

– Назовите героев басни.

– Как автор называет Стрекозу? Почему он так её называет?

– Прочитайте описание природы в басне.

– Что происходит со стрекозой зимой?

– К кому она ползет с просьбой?

– Прочитайте, о чём просит Стрекоза Муравья.

– Как отреагировал на эту просьбу Муравей?

– Чем занималась Стрекоза всё лето? Прочитайте.

– Справедливо ли поступил Муравей?

– Сочувствуете ли вы Стрекозе?

– Прочитайте басню по ролям. Перед началом чтения на полях отметим слова автора и героев басни.

– В чём заключается мораль басни? Прочитайте.

– Что осуждается в басне? (Лень, беспечность, праздность, эгоизм.)

– Объясните смысл пословицы «Делу – время, а потехе – час», используя басню.

– Подготовьтесь к выразительному чтению басни. Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом? Подчеркните эти слова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Содержание, формы и методы обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
В первой главе квалификационной работы нами были раскрыты теоретические основы обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезных станках, выявлены исходные предпосылки формирования у учащихся необходимых знаний, умений и навыков в программном содержании ...

Методика проведения констатирующего эксперимента
Эффективность применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников может быть проверена при проведении педагогического эксперимента. Эксперимент является методом педагогических исследований, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созда ...

Знакомство с формой предметов
Дидактическая задача. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму. Материал. Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок, грибочек, цилиндр, яйцо, мячик. Высота ведерка 10 – 12 см; размер предметов для вк ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru