Занимательный материал по басням

Страница 1

Путешествие в Страну Книги

Часть 1

Учитель читает детям следующее сообщение:

В каждом тексте рассказывается о том, что случается с разными героями, описываются какие-то события. Взрослые называют это описание фабулой. Но писатель сочиняет рассказ или стихотворение не просто для того, чтобы перечислить события, написать фабулу. С помощью интересной фабулы он хочет сообщить людям что-то очень важное. Он может передать своё отношение к героям и событиям, или научить отличать хорошее от плохого, или заставить задуматься, поразмышлять.

Найти самое важное в тексте, как и в пословицах ядрышко, непросто. Автор иногда прячет самое важное за фабулой, чтобы читать было интересно. Есть тексты, где писатель сам подсказывает ядрышко текста. Речь идёт о баснях. Мораль басни – это вывод, содержащий её ядрышко, ради которого автор сочинял историю, писал фабулу.

А теперь прочитаем басню и попробуем раскрыть её секрет: попробуем найти в ней фабулу и мораль . И вы сможете это проверить, работая со следующими карточками.

Карточка №1

Эзоп жил очень-очень давно. Считают, что Эзоп придумал первые басни. Прочитай басню Эзопа и найди в ней фабулу и мораль.

Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере. Он велел им принести пучок прутьев; и, когда они это сделали, дал им прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок и стал давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: «Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнёте ссориться, то осилить вас будет всякому легко».

Басня показывает, что согласие непобедимо, а раздор – бессилен.

Проверь себя:

Фабула этой басни – рассказ о крестьянине и его сыновьях. Мораль – последние слова басни о том, что согласие необходимо, а раздор бессилен. Теперь тебе, наверное, стало ясно, что фабула нужна для того, чтобы в интересной форме рассказать о важной мысли.

Карточка №2

Прочитай сказку.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха – хоть и тихо шла – оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать-то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать. (Ингушская сказка)

Подумай, какая народная мудрость (мысль) в ней спрятана.

Проверь себя:

Эта мысль заключена в последних словах сказки: лежа на месте, и от черепахи можно отстать – если ничего не делать, то можно всё упустить.

Карточка №3

Прочитай две басни и сравни их: что у них общего и чем они отличаются (подсказка: обрати внимание не только на скорлупки, но и на ядрышки-мысли басен).

1. Аист решил съесть устрицу, а та прищемила створками его клюв. Противники проссорились до вечера: ни один не желал уступить. Кончилось дело тем, что пришёл человек и поймал их обоих. (Древнекитайская басня)

2. Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что оба ослабели и легли. Лиса увидела промеж них мясо, подхватила его и убежала. (Л. Толстой)

Придумай мораль (вывод) к этим басням.

Проверь себя:

Басни похожи фабулами: 2 противника ссорятся, а в это время третий получает добычу. Но главное то, что они имеют одинаковую мораль – ссора ведет к неприятностям, беде.

Карточка №4

Прочитай два текста и сравни их: чем они похожи и чем отличаются.

1. Волк видит – коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

– Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.

А коза и говорит:

– Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь, – ты не об моем, а о своем корме хлопочешь. (Л. Толстой).

2. Разговорились однажды кошка и мышь. Мышка сидела в норе, а кошка возле норы. Потолковали о делах, о здоровье, а потом кошка и говорит:

– Мышка, а мышка! Выйди из норки, я тебе кусочек сала дам.

– Сало – это лучшая вещь на свете, – отвечала мышь, и, если бы оно у тебя действительно было, ты б его сама съела. Я поступила бы только так. Конечно, кошка глупее мышей, но ведь не настолько! (Афганская сказка)

Иногда говорят: сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Подумай, какой намёк в этих текстах (какая у них общая мысль).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Экологическое воспитание и эстетическое воспитания
В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев [13, 19-21] раскрывает содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умств ...

Анализ результатов единого государственного экзамена по математике РС
Нами был проведен анализ результатов ЕГЭ по математике выпускниками 2013 года школ Республики Саха (Якутия). В основе исследования были рассмотрены данные предыдущих результатов, итоги подводились от общего количества выпускников. Количество участников ЕГЭ по математике в Республике Саха (Якутия) з ...

Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся
На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Под системой самостоятельных работ понимают, прежд ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru