Занимательный материал по басням

Страница 1

Путешествие в Страну Книги

Часть 1

Учитель читает детям следующее сообщение:

В каждом тексте рассказывается о том, что случается с разными героями, описываются какие-то события. Взрослые называют это описание фабулой. Но писатель сочиняет рассказ или стихотворение не просто для того, чтобы перечислить события, написать фабулу. С помощью интересной фабулы он хочет сообщить людям что-то очень важное. Он может передать своё отношение к героям и событиям, или научить отличать хорошее от плохого, или заставить задуматься, поразмышлять.

Найти самое важное в тексте, как и в пословицах ядрышко, непросто. Автор иногда прячет самое важное за фабулой, чтобы читать было интересно. Есть тексты, где писатель сам подсказывает ядрышко текста. Речь идёт о баснях. Мораль басни – это вывод, содержащий её ядрышко, ради которого автор сочинял историю, писал фабулу.

А теперь прочитаем басню и попробуем раскрыть её секрет: попробуем найти в ней фабулу и мораль . И вы сможете это проверить, работая со следующими карточками.

Карточка №1

Эзоп жил очень-очень давно. Считают, что Эзоп придумал первые басни. Прочитай басню Эзопа и найди в ней фабулу и мораль.

Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере. Он велел им принести пучок прутьев; и, когда они это сделали, дал им прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок и стал давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: «Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнёте ссориться, то осилить вас будет всякому легко».

Басня показывает, что согласие непобедимо, а раздор – бессилен.

Проверь себя:

Фабула этой басни – рассказ о крестьянине и его сыновьях. Мораль – последние слова басни о том, что согласие необходимо, а раздор бессилен. Теперь тебе, наверное, стало ясно, что фабула нужна для того, чтобы в интересной форме рассказать о важной мысли.

Карточка №2

Прочитай сказку.

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.

Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха – хоть и тихо шла – оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать-то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать. (Ингушская сказка)

Подумай, какая народная мудрость (мысль) в ней спрятана.

Проверь себя:

Эта мысль заключена в последних словах сказки: лежа на месте, и от черепахи можно отстать – если ничего не делать, то можно всё упустить.

Карточка №3

Прочитай две басни и сравни их: что у них общего и чем они отличаются (подсказка: обрати внимание не только на скорлупки, но и на ядрышки-мысли басен).

1. Аист решил съесть устрицу, а та прищемила створками его клюв. Противники проссорились до вечера: ни один не желал уступить. Кончилось дело тем, что пришёл человек и поймал их обоих. (Древнекитайская басня)

2. Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что оба ослабели и легли. Лиса увидела промеж них мясо, подхватила его и убежала. (Л. Толстой)

Придумай мораль (вывод) к этим басням.

Проверь себя:

Басни похожи фабулами: 2 противника ссорятся, а в это время третий получает добычу. Но главное то, что они имеют одинаковую мораль – ссора ведет к неприятностям, беде.

Карточка №4

Прочитай два текста и сравни их: чем они похожи и чем отличаются.

1. Волк видит – коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

– Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.

А коза и говорит:

– Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь, – ты не об моем, а о своем корме хлопочешь. (Л. Толстой).

2. Разговорились однажды кошка и мышь. Мышка сидела в норе, а кошка возле норы. Потолковали о делах, о здоровье, а потом кошка и говорит:

– Мышка, а мышка! Выйди из норки, я тебе кусочек сала дам.

– Сало – это лучшая вещь на свете, – отвечала мышь, и, если бы оно у тебя действительно было, ты б его сама съела. Я поступила бы только так. Конечно, кошка глупее мышей, но ведь не настолько! (Афганская сказка)

Иногда говорят: сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Подумай, какой намёк в этих текстах (какая у них общая мысль).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Национальная нетерпимость и ее причины
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта - не изолированный акт ...

Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 6 «Аленький цветочек» г. Йошкар-Олы. Детский сад работает по программе «Детство». В детском саду 6 групп (2 ясельные: 1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет,2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до 4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие ...

Развитие речи и речевая деятельность
речевой урок литература учащийся Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода, следующие направления: 1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru