Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 1

В

первой главе нашего исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения, а также разработана структура процесса развития творческих способностей. Способы оценки результатов проведенного исследования, лежащие в основе предлагаемых диагностических методик, строились нами, исходя из теоретической концепции диссертации.

Теоретическое осмысление проблемы привело нас к следующим предположениям, требующим экспериментальной проверки:

Развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории окажется более эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:

· включение учащихся и педагогов на уроках истории в совместную художественно-творческую деятельность, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, и управление этим процессом;

· использование активных средств, форм и методов обучения и воспитания;

· создание творческой среды;

При этом целью опытно-экспериментальной работы является:

1. выявление уровня сформированности у учащихся художественно-творческих способностей на начальном этапе диагностики;

2. формирование художественно-творческих способностей в процессе обучения истории;

3. анализ эффективности используемых форм и методов обучения истории для развития художественно-творческих способностей.

Исходя из данных целей на этапе опытно-экспериментальной работы, были определены задачи:

1. Определить основные критерии сформированности художественно-творческих способностей старшеклассников.

2. Проверить эффективность педагогических условий технологии развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории.

Методы:

· Наблюдение

· Беседа с учителями и учащимися

· Анкетирование

· Анализ продуктов деятельности учащихся

Гипотеза нашего исследования была сформулирована следующим образом: развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории окажется более эффективным, если реализовать следующие пстхолого-педагогические условия:

· включение учащихся и педагогов на уроках истории в совместную художественно-творческую деятельность, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, и управление этим процессом;

· использование активных средств, форм и методов обучения и воспитания;

· создание творческой среды;

· разработка критериев эффективности развития творческих способностей учащихся;

· проведение совместной работы школы и семьи по стимулированию творческих способностей детей.

Анализ психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта позволил нам выделить критерии эффективного развития художественно-творческих способностей. Наряду со знаниями, умениями и навыками мы учитывали более глубинные, а следовательно, и более надежные критерии: изменение качеств ума (самостоятельность, гибкость и оригинальность), общее развитие, ориентации на личностно и социально значимые ценности.

Мы руководствовались критериями творческой деятельности, апробированными в педагогике и психологии: увлеченность свободно избранной деятельностью; развитие творческого мышления, способного отказаться от шаблонного решения в поисках оригинального решения; способность самостимулирования, самоорганизации и самоопределения в решении творческой задачи; результаты художественного творчества в виде изделий, художественных поделок, актерских ролей, хорового и вокально-инструментального исполнения, танцев, интересного доклада, выступления, реферата.

Критерии и уровневые показатели творческих умений школьников лицея представлены в таблице 3.

Таблица 3. Критериальные характеристики развития творческих умений

УРОВНИ

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

1. Соотношение элементов мышления, воображения и действия

2. Соотношение репродуктивных и эвристических элементов (по результатам деятельности)

3. Соотношение творческих элементов (по характеру деятельности)

Высокий

Процессы познания и воображения выступают в единстве

Деятельность носит продуктивно-творческий характер

Деятельность все больше приобретает черты оригинального творчества

Средний

Воображение, интенсивно развиваясь, органически вплетается в контекст познания

Деятельность носит продуктивно-производящий характер

Деятельность, в ходе которой все более проявляются творческие умения

Допустимый

Познание преобладает над воображением

Деятельность может носить продуктивный характер, определяемый действием какого-либо внешнего стимула

В деятельности все более преобладает проявление умений в соотношении с отдельными (стимульно проявляемыми) творческими умениями

Низкий

Познание и воображение находятся на начальном, потенциальном уровне развития

Преобладают продуктивные элементы деятельности на уровне образца

В деятельности отсутствует творческий элемент

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Анализ состояния проблемы в практике воспитания детей дошкольного возраста
Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных учреждений Приднепровский УПК, поселок Приднепровский Рогачевского района и ДУ №13 "Колокольчик" г. Рогачева. В эксперименте было обследовано 40 детей старшего дошкольного возраста и 20 педагогов дошкольных учреждений. Для эффективно ...

Методы экспертной оценки
В основу технологии экспертизы и критериев оценки электронных изданий и ресурсов (ЭИР) А.В. Осина положен опыт Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России, опыт проведения российских фестивалей и конкурсов CD-ROM, а также принятые в мире критерии оценки на ...

Зарождение басни как жанра
Басня – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Басня – жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу. Героями басен могут быть не только ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru