В
первой главе нашего исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения, а также разработана структура процесса развития творческих способностей. Способы оценки результатов проведенного исследования, лежащие в основе предлагаемых диагностических методик, строились нами, исходя из теоретической концепции диссертации.
Теоретическое осмысление проблемы привело нас к следующим предположениям, требующим экспериментальной проверки:
Развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории окажется более эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
· включение учащихся и педагогов на уроках истории в совместную художественно-творческую деятельность, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, и управление этим процессом;
· использование активных средств, форм и методов обучения и воспитания;
· создание творческой среды;
При этом целью опытно-экспериментальной работы является:
1. выявление уровня сформированности у учащихся художественно-творческих способностей на начальном этапе диагностики;
2. формирование художественно-творческих способностей в процессе обучения истории;
3. анализ эффективности используемых форм и методов обучения истории для развития художественно-творческих способностей.
Исходя из данных целей на этапе опытно-экспериментальной работы, были определены задачи:
1. Определить основные критерии сформированности художественно-творческих способностей старшеклассников.
2. Проверить эффективность педагогических условий технологии развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории.
Методы:
· Наблюдение
· Беседа с учителями и учащимися
· Анкетирование
· Анализ продуктов деятельности учащихся
Гипотеза нашего исследования была сформулирована следующим образом: развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории окажется более эффективным, если реализовать следующие пстхолого-педагогические условия:
· включение учащихся и педагогов на уроках истории в совместную художественно-творческую деятельность, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, и управление этим процессом;
· использование активных средств, форм и методов обучения и воспитания;
· создание творческой среды;
· разработка критериев эффективности развития творческих способностей учащихся;
· проведение совместной работы школы и семьи по стимулированию творческих способностей детей.
Анализ психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта позволил нам выделить критерии эффективного развития художественно-творческих способностей. Наряду со знаниями, умениями и навыками мы учитывали более глубинные, а следовательно, и более надежные критерии: изменение качеств ума (самостоятельность, гибкость и оригинальность), общее развитие, ориентации на личностно и социально значимые ценности.
Мы руководствовались критериями творческой деятельности, апробированными в педагогике и психологии: увлеченность свободно избранной деятельностью; развитие творческого мышления, способного отказаться от шаблонного решения в поисках оригинального решения; способность самостимулирования, самоорганизации и самоопределения в решении творческой задачи; результаты художественного творчества в виде изделий, художественных поделок, актерских ролей, хорового и вокально-инструментального исполнения, танцев, интересного доклада, выступления, реферата.
Критерии и уровневые показатели творческих умений школьников лицея представлены в таблице 3.
Таблица 3. Критериальные характеристики развития творческих умений
|
УРОВНИ |
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ | ||
|
1. Соотношение элементов мышления, воображения и действия |
2. Соотношение репродуктивных и эвристических элементов (по результатам деятельности) |
3. Соотношение творческих элементов (по характеру деятельности) | |
|
Высокий |
Процессы познания и воображения выступают в единстве |
Деятельность носит продуктивно-творческий характер |
Деятельность все больше приобретает черты оригинального творчества |
|
Средний |
Воображение, интенсивно развиваясь, органически вплетается в контекст познания |
Деятельность носит продуктивно-производящий характер |
Деятельность, в ходе которой все более проявляются творческие умения |
|
Допустимый |
Познание преобладает над воображением |
Деятельность может носить продуктивный характер, определяемый действием какого-либо внешнего стимула |
В деятельности все более преобладает проявление умений в соотношении с отдельными (стимульно проявляемыми) творческими умениями |
|
Низкий |
Познание и воображение находятся на начальном, потенциальном уровне развития |
Преобладают продуктивные элементы деятельности на уровне образца |
В деятельности отсутствует творческий элемент |
Читайте также:
Особенности психического развития детей с нарушением зрения
Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многи ...
Поведение детей в период адаптации
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей, Теплюк С., делить условно на три группы. Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то ...
Содержание и принципы полового и гигиенического воспитания
Одна из важнейших задач, которая стоит перед государством, обществом – укрепление семьи. Это особенно актуально для нашей республики, которая должна заботиться о сохранении и развитии людских ресурсов. Мы понимаем, что половое воспитание может способствовать решению проблемы роста рождаемости. Но к ...