Особенности развития детей подросткового возраста

Воспитательная система ДЮСШ "Самбо и Дзюдо" имеет своей целью создание условий для поддержки и активизации личностного роста и самоопределения воспитанников, что подразумевает создание условий для решения каждым воспитанником основных задач своего возраста, необходимых для полноценного проживания, настоящего и гармоничного выстраивания процессов самоопределения в будущем. В среднем школьном (подростковом) возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. Присущая детям деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная, трудовая. При выполнении этих видов общественно-полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться личностно-значимым. Он учиться строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умению оценивать возможности своего "Я". Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека - "чувство взрослости". Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

В этом возрасте главная ценность - система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому "идеалу", устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ "Я", соотношение реального и идеального "Я". На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности.

Подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, иногда резкостью в суждениях. К концу этого периода учащиеся начинают осознавать необходимость самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно-полезной деятельности.

Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, "индивидуальности", стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержание учебной деятельности - ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к "исключительности" входит и в мотивацию достижения, особенно в составляющую "награды", "успеха". Подросток как субъект учебной деятельности - это человек, сделавший выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить учение.


Читайте также:

Связь педагогики с другими науками и ее структура
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимос ...

Традиционные формы работы с родителями
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают ...

Опыт использования компьютерный технологий для обучения информатике незрячих детей
Современные информационные образовательные технологии могут быть использованы для предоставления образовательных услуг людям с ограниченными возможностями, например, незрячим и слабовидящим. Следует отметить, что компьютерные технологии в данном случае рассматриваются не только и не столько как пре ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru