Именно на первых шагах в спорте закладываются первые качества и навыки, создающие личностный портрет спортсмена на годы вперед. Тренер-преподаватель должен по-настоящему заинтересовать спортсмена данным видом спорта и постепенно, без нажима, воздействовать на борца, воспитывая в нем необходимые физические и психические качества.
Взаимосвязь физической подготовки и воспитательных воздействий в группах специальной подготовки.
Цель физической подготовки |
Средства общей физической подготовки |
Средства специальной физической подготовки |
Методы воздействия |
Планируемый воспитательный результат |
Достижение высокой работоспособности, хорошей координации деятельности органов и систем организма, гармоничного развития борца. Развитие физических качеств, проявляемых в выполнении специфических для борьбы действий. |
Упражнения, оказывающие наиболее общее воздействие на организм (бег, плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры, обще развивающая гимнастика, упражнения с отягощениями и др.) |
Упражнения в выполнении фрагментов борьбы, направленные на повышение возможностей занимающихся в проведении отдельных специальных действий самбиста. |
1. Развитие силовых качеств (метод повторных упражнений, метод больших и максимальных усилий) 2. Развитие выносливости (кроссовый бег, спортивные и подвижные игры) 3. Развитие ловкости (изучение приемов защит, контрприемов и их совершенствование в схватках) 4. Развитие быстроты (старты в легкой атлетике, выполнение упражнений, копируя движения тренера, выполнение действий на прикосновение, акробатические и гимнастические упражнения) |
1. Способность преодолевать сопротивление соперника за счет мышечных усилий. 2. Способность совершать эффективную работу определенной интенсивности в течение времени, предусмотренного спецификой соревнований. 3. Способность осваивать новые движения. 4. Способность выполнять технико-тактические действия в кратчайшее время. |
Взаимосвязанная деятельность тренера и юного спортсмена включает два вида деятельности с соответствующими целями и средствами. Педагогические средства направлены на реализацию педагогических целей: включить каждого подростка в активную спортивную и общественную деятельность, вызвать интерес и потребность в данной деятельности, устранить причины, мешающие юному спортсмену добиться успеха в данной деятельности, привлечь родителей к реализации педагогических целей и т.д.
Изучая результаты учебно-воспитательного процесса, тренер определяет, насколько эффективными были выбранные ими педагогические средства, решает, какие изменения в организацию учебно-воспитательного процесса необходимо внести, чтобы добиться большего дидактического и воспитательного эффекта. Включая подростка в педагогическую деятельность (в качестве своего помощника), тренер изменяет его социально-личностную позицию, характер его деятельности и отношение к себе.
Через систему тренировок осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие, решаются основные спортивные, оздоровительные и воспитательные задачи.
Считаю, что данная методика тренировок будет способствовать психической устойчивости и социальной адаптации личности подростка.
Основная задача тренера - выработать у юных спортсменов - самбистов внутреннюю мотивацию необходимости овладения конкретными спортивными умениями, которая является основой целенаправленной спортивной активности. Тренер должен выявить мотивы к занятиям спортом, объяснить занимающимся общественную сущность физической культуры и спорта, их значение как средств гармоничного развития, укрепления здоровья, подготовки к труду и защите Родины, раскрыть перспективную линию совершенствования спортивных умений своих учеников в соответствии с внутренним устремлением каждого. На первых этапах тренировки формируются элементарные понятия; в дальнейшем занимающиеся все более глубоко познают систему упражнений и становятся активными помощниками тренера в определении очередным задач и путей своего физического и морально-нравственного совершенствования.
Читайте также:
Уровни изучения и уровни усвоения учебного материала
Уровень изучения учебного материала зависит от значимости его в дальнейшей практической деятельности по профессии. В ГОС по профессии включены три уровня: ознакомительный (узнавание); репродуктивный (воспроизведение по памяти); умений (применение, действие по образцу). Отечественный исследователь в ...
Цель и задачи исследования Характеристика состава экспериментальной и
контрольной группы
Наглядно-действенное мышление - форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая, прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно восп ...
Управление самостоятельной деятельностью школьников
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование по ...