Именно на первых шагах в спорте закладываются первые качества и навыки, создающие личностный портрет спортсмена на годы вперед. Тренер-преподаватель должен по-настоящему заинтересовать спортсмена данным видом спорта и постепенно, без нажима, воздействовать на борца, воспитывая в нем необходимые физические и психические качества.
Взаимосвязь физической подготовки и воспитательных воздействий в группах специальной подготовки.
Цель физической подготовки |
Средства общей физической подготовки |
Средства специальной физической подготовки |
Методы воздействия |
Планируемый воспитательный результат |
Достижение высокой работоспособности, хорошей координации деятельности органов и систем организма, гармоничного развития борца. Развитие физических качеств, проявляемых в выполнении специфических для борьбы действий. |
Упражнения, оказывающие наиболее общее воздействие на организм (бег, плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры, обще развивающая гимнастика, упражнения с отягощениями и др.) |
Упражнения в выполнении фрагментов борьбы, направленные на повышение возможностей занимающихся в проведении отдельных специальных действий самбиста. |
1. Развитие силовых качеств (метод повторных упражнений, метод больших и максимальных усилий) 2. Развитие выносливости (кроссовый бег, спортивные и подвижные игры) 3. Развитие ловкости (изучение приемов защит, контрприемов и их совершенствование в схватках) 4. Развитие быстроты (старты в легкой атлетике, выполнение упражнений, копируя движения тренера, выполнение действий на прикосновение, акробатические и гимнастические упражнения) |
1. Способность преодолевать сопротивление соперника за счет мышечных усилий. 2. Способность совершать эффективную работу определенной интенсивности в течение времени, предусмотренного спецификой соревнований. 3. Способность осваивать новые движения. 4. Способность выполнять технико-тактические действия в кратчайшее время. |
Взаимосвязанная деятельность тренера и юного спортсмена включает два вида деятельности с соответствующими целями и средствами. Педагогические средства направлены на реализацию педагогических целей: включить каждого подростка в активную спортивную и общественную деятельность, вызвать интерес и потребность в данной деятельности, устранить причины, мешающие юному спортсмену добиться успеха в данной деятельности, привлечь родителей к реализации педагогических целей и т.д.
Изучая результаты учебно-воспитательного процесса, тренер определяет, насколько эффективными были выбранные ими педагогические средства, решает, какие изменения в организацию учебно-воспитательного процесса необходимо внести, чтобы добиться большего дидактического и воспитательного эффекта. Включая подростка в педагогическую деятельность (в качестве своего помощника), тренер изменяет его социально-личностную позицию, характер его деятельности и отношение к себе.
Через систему тренировок осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие, решаются основные спортивные, оздоровительные и воспитательные задачи.
Считаю, что данная методика тренировок будет способствовать психической устойчивости и социальной адаптации личности подростка.
Основная задача тренера - выработать у юных спортсменов - самбистов внутреннюю мотивацию необходимости овладения конкретными спортивными умениями, которая является основой целенаправленной спортивной активности. Тренер должен выявить мотивы к занятиям спортом, объяснить занимающимся общественную сущность физической культуры и спорта, их значение как средств гармоничного развития, укрепления здоровья, подготовки к труду и защите Родины, раскрыть перспективную линию совершенствования спортивных умений своих учеников в соответствии с внутренним устремлением каждого. На первых этапах тренировки формируются элементарные понятия; в дальнейшем занимающиеся все более глубоко познают систему упражнений и становятся активными помощниками тренера в определении очередным задач и путей своего физического и морально-нравственного совершенствования.
Читайте также:
Особенности развития мыслительных операций дошкольников с нарушением зрения
Мышление является высшей формой отражения действительности и одновременно разрешения проблемных ситуаций, поэтому от уровня его развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация человека. Наиболее характерной особенностью мышления детей дошкольного возраста с нарушением зрен ...
Определение категорий исследуемой проблемы
В
данном параграфе рассматриваются понятия «способности», «творчество», «творческие способности», «художественно-творческие способности», которые позволят понять суть проблемы и выделить задачи её решения, также выявляются психолого-педагогические условия эффективного развития художественно-творчес ...
Связь
педагогики с другими науками и ее структура
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимос ...