Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте

Страница 2

Проблема связи активности субъекта с развитием одарен­ности анализировалась многими авторами (Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский и др.). Одной из форм проявления познава­тельной активности у дошкольника являются те вопросы, ко­торые ребенок задает взрослым. С помощью вопросов дети рас­ширяют свои представления о действительности, осваивают новые способы взаимодействия с нею. Содержание и разнообра­зие таких вопросов являются важнейшим показателем ум­ственной одаренности.

Так, в выполненном исследова­нии, И.А.Бурлакова проводила сравнительный анализ вопро­сов, которые задают взрослым по картинкам умственно одарен­ные дети и обычные дети, посещающие детский сад. Оказалось, что все детские вопросы можно разделить на две большие группы. Вопросы первой группы направлены как бы на состав­ление описания происходящего на картинке («Где бегут лисич­ки?», «Что у обезьянки в руке? » и т.п.). Вопросы второй группы расширяют изображенную ситуацию, с их помощью дети пытаются раскрыть суть происходящего, понять его причины («О чем спрашивает учитель?», «Какую книжку читает обе­зьянка?», «Почему один бежит первым, а другой отстает?» и пр.). Если обычные дети задают к каждой картинке по 1-3 во­проса первой группы, то дети одаренные — по 5-6 вопросов второй группы [З,64].

Естественно, что подобные проявления познавательной ак­тивности умственно одаренного ребенка позволяют ему всту­пать в более длительное и содержательное взаимодействие со взрослым по сравнению с обычными детьми, осваивать новые стратегии анализа различных ситуаций.

При этом ядром умственной одаренности являются ум­ственные способности ребенка. Одним из подходов к анализу развития детских способностей является подход, разработан­ный Л.А.Венгером и его сотрудниками на основе теории Л.С.Выготского [4,138].

Л.С.Выготский подчеркивал, что во всяком приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исто­рически складывавшиеся человеческие способности (психичес­кие процессы определенного уровня организации). Поэтому развитие ребенка может быть проинтерпретировано как процесс освоения им тех же общечеловеческих способностей.

Данные теоретические положения легли в основу концеп­ции развития детских способностей, разработанной Л.А.Вен­гером и его коллегами. Согласно этой концепции под способно­стями понимаются ориентировочные действия, осуществляемые путем использования существующих в культуре средств. Освоение данных средств перестраивает психику ребенка, дела­ет ее осознанной и произвольной[3,100].

При таком подходе способности выступают как основные интегративные единицы психического развития ребенка. Ис­пользование любого, культурно заданного средства требует от ребенка обращения к способу его использования. Тем самым закладывается основа для подчинения натуральных форм пове­дения культурным, произвольным на основе освоения нужного способа действия. То есть развитие характеризуется не механи­ческим овладением и накоплением новых действий, достижени­ем определенных результатов, а появлением нового способа и произвольности его построения и использования. Именно в этом случае у ребенка возникает возможность выхода в субъ­ектную позицию, когда он не просто заучивает заданное взрослым, а сам, исходя из собственных потребностей, строит новые формы взаимодействия с реальностью.

Естественно, что существует особая логика в становлении способностей ребенка. В основу анализа динамики развития способностей может быть положена характеристика тех средств, ко­торыми овладевает ребенок. Хорошо известно, что сам Л.С.Вы­готский в качестве основного средства выделял знак, и прежде всего, понятие[7]. Однако, в более поздних исследованиях (А.В.За­порожец, Л.А. Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.) было показано, что для ребенка дошкольного возраста характерным является ис­пользование образных средств: сенсорных эталонов, наглядных моделей, схем, планов, которые на образном уровне позволяют ребенку анализировать действительность, выделять в ней наи­более существенные для решения задачи связи и отношения. Действия с подобными средствами позволяют ребенку справ­ляться со своими непосредственными побуждениями, произ­вольно организовывать свое поведение.

Еще в исследованиях А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Д.Б.Эльконина и других было показано, что при переходе от преддошкольного возраста к дошкольному (от 3 до 4 лет) при реше­нии ребенком самых разных задач происходит переход от на­правленности на предмет к направленности на себя, на поиск нового способа взаимодействия с реальностью. Естественно, что ребенок-дошкольник не осознает все составляющие выполняе­мого им действия, не осознает применяемого им способа во всей полноте. Но уже появляется осознание самого факта примене­ния нового способа, направленность на произвольное и осоз­нанное его построение и использование.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Основные формы проведения досуга младших школьников
досуг младший дошкольник Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне каникулярное время необходимо использовать таким образом, чтобы снять у детей создавше ...

Опыт использования проектной методики на уроках английского языка в 6 – 7 классах
Интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения иноязычной культуре в 6 -7 классах. Во всех компонентах УМК практически отсутствуют задания, ориентированные на механическое заучивание и воспроизведение материала. Учебный процесс строится как процесс решения постоянно усл ...

Личностная характеристика «трудного» подростка
Причинную связь между девиантным поведением и личностью позволяет установить теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения. Кэплан начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженны ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru