Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте

Страница 2

Проблема связи активности субъекта с развитием одарен­ности анализировалась многими авторами (Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский и др.). Одной из форм проявления познава­тельной активности у дошкольника являются те вопросы, ко­торые ребенок задает взрослым. С помощью вопросов дети рас­ширяют свои представления о действительности, осваивают новые способы взаимодействия с нею. Содержание и разнообра­зие таких вопросов являются важнейшим показателем ум­ственной одаренности.

Так, в выполненном исследова­нии, И.А.Бурлакова проводила сравнительный анализ вопро­сов, которые задают взрослым по картинкам умственно одарен­ные дети и обычные дети, посещающие детский сад. Оказалось, что все детские вопросы можно разделить на две большие группы. Вопросы первой группы направлены как бы на состав­ление описания происходящего на картинке («Где бегут лисич­ки?», «Что у обезьянки в руке? » и т.п.). Вопросы второй группы расширяют изображенную ситуацию, с их помощью дети пытаются раскрыть суть происходящего, понять его причины («О чем спрашивает учитель?», «Какую книжку читает обе­зьянка?», «Почему один бежит первым, а другой отстает?» и пр.). Если обычные дети задают к каждой картинке по 1-3 во­проса первой группы, то дети одаренные — по 5-6 вопросов второй группы [З,64].

Естественно, что подобные проявления познавательной ак­тивности умственно одаренного ребенка позволяют ему всту­пать в более длительное и содержательное взаимодействие со взрослым по сравнению с обычными детьми, осваивать новые стратегии анализа различных ситуаций.

При этом ядром умственной одаренности являются ум­ственные способности ребенка. Одним из подходов к анализу развития детских способностей является подход, разработан­ный Л.А.Венгером и его сотрудниками на основе теории Л.С.Выготского [4,138].

Л.С.Выготский подчеркивал, что во всяком приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исто­рически складывавшиеся человеческие способности (психичес­кие процессы определенного уровня организации). Поэтому развитие ребенка может быть проинтерпретировано как процесс освоения им тех же общечеловеческих способностей.

Данные теоретические положения легли в основу концеп­ции развития детских способностей, разработанной Л.А.Вен­гером и его коллегами. Согласно этой концепции под способно­стями понимаются ориентировочные действия, осуществляемые путем использования существующих в культуре средств. Освоение данных средств перестраивает психику ребенка, дела­ет ее осознанной и произвольной[3,100].

При таком подходе способности выступают как основные интегративные единицы психического развития ребенка. Ис­пользование любого, культурно заданного средства требует от ребенка обращения к способу его использования. Тем самым закладывается основа для подчинения натуральных форм пове­дения культурным, произвольным на основе освоения нужного способа действия. То есть развитие характеризуется не механи­ческим овладением и накоплением новых действий, достижени­ем определенных результатов, а появлением нового способа и произвольности его построения и использования. Именно в этом случае у ребенка возникает возможность выхода в субъ­ектную позицию, когда он не просто заучивает заданное взрослым, а сам, исходя из собственных потребностей, строит новые формы взаимодействия с реальностью.

Естественно, что существует особая логика в становлении способностей ребенка. В основу анализа динамики развития способностей может быть положена характеристика тех средств, ко­торыми овладевает ребенок. Хорошо известно, что сам Л.С.Вы­готский в качестве основного средства выделял знак, и прежде всего, понятие[7]. Однако, в более поздних исследованиях (А.В.За­порожец, Л.А. Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.) было показано, что для ребенка дошкольного возраста характерным является ис­пользование образных средств: сенсорных эталонов, наглядных моделей, схем, планов, которые на образном уровне позволяют ребенку анализировать действительность, выделять в ней наи­более существенные для решения задачи связи и отношения. Действия с подобными средствами позволяют ребенку справ­ляться со своими непосредственными побуждениями, произ­вольно организовывать свое поведение.

Еще в исследованиях А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Д.Б.Эльконина и других было показано, что при переходе от преддошкольного возраста к дошкольному (от 3 до 4 лет) при реше­нии ребенком самых разных задач происходит переход от на­правленности на предмет к направленности на себя, на поиск нового способа взаимодействия с реальностью. Естественно, что ребенок-дошкольник не осознает все составляющие выполняе­мого им действия, не осознает применяемого им способа во всей полноте. Но уже появляется осознание самого факта примене­ния нового способа, направленность на произвольное и осоз­нанное его построение и использование.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Использование интернета в создании учащимися презентаций на уроках художественной культуры России
Модернизация всей системы образования должна обеспечить эффективное использование информационных ресурсов. Одним из таких ресурсов при самостоятельной работе учащихся девятого класса над итоговой презентацией по пройденной теме художественной культуры России является Интернет. Только с помощью новы ...

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены" и "Алкины"
1 вариант – облегченный; 2 вариант – средний уровень; 3 вариант – усложненный. Контрольная работа 1 задание 1вариант. Чему равно число изомерных алкенов состава С5Н10? Составьте их формулы и назовите их. 2вариант. Составьте формулы изомеров для предложенного вещества, назовите их, укажите типы изом ...

Планирование урока английского языка с использованием ИКТ
Планирование урока иностранного языка с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике и наполняемых благодаря информационным технологиям новым содержанием. Планировани ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru