Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте

Страница 4

Однако, уровень познавательной активности и уровень раз­вития умственных способностей, представляющих собой си­стему опосредствованных ориентировочных действий, не могут полностью охарактеризовать умственно одаренного дошкольни­ка. Важнейшим компонентом умственной одаренности в этом возрасте является возможность реализации своих способностей в специфически дошкольных видах деятельности (игре, кон­струировании, литературно-художественном творчестве и др.). Подобная реализация характеризуется, прежде всего, наличием предварительных замыслов.

Для умственно одаренных детей характерно предваритель­ное планирование своей деятельности: игры, рисования, ап­пликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуман­ностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности. В то же время они вполне реалистичны, то есть соответствуют возможностям детей и наличию необходимых материалов.

При этом умственно одаренный ребенок легко осваивает не­обходимые действия для реализации своих замыслов и оказы­вается вполне успешным или в разных видах деятельности, или хотя бы в одном из них.

Модель детской одаренности

Если вернуться к конкретизации предложенной нами моде­ли одаренности по отношению к дошкольному возрасту, то можно представить ее в виде трех блоков.

Первый блок — это мотивация к соответствующему виду деятельности. В случае умственной одаренности — это познава­тельная активность, понимаемая как проявление потребности ребенка в расширении своих возможностей действий в новых ситуациях. Эта активность носит продуктивный характер и основывается на целостном опыте ребенка.

Второй блок — операциональный, который практически всеми авторами характеризуется через понятие способностей. В дошкольном возрасте умственные способности ребенка опреде­ляются, прежде всего, уровнем развития наглядного моделиро­вания, позволяющего ребенку анализировать объективные свойства действительности и уровнем развития символизации, дающей возможность выражать свое отношение к реальности.

И, наконец, третий блок — блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и пр. У детей дошкольного возраста блок реализации характеризуется воз­можностями проявлений собственной субъектности в различ­ных видах детской деятельности.

Положение Л.С.Выготского об универсальности закономер­ностей развития для «нормальных» и «одаренных» детей дает основания полагать, что общие закономерности развития спо­собностей и их возрастные особенности у детей дошкольного возраста могут быть приложимы и к определению детской ода­ренности. Тогда специфика умственной одаренности в до­школьном детстве заключается не в ускорении развития интел­лекта ребенка, а во все более полном освоении тех форм дей­ственного опосредствования, которыми и характеризуются ум­ственные способности дошкольника. То есть возрастные изме­нения блока способностей не просто представляют собой неко­торую непрерывную кривую роста интеллекта ребенка, но имеют свои качественные возрастные характеристики механизма, обеспечивающего этот рост. Для дошкольника, как уже было сказано, блок развития способностей определяется, преж­де всего, уровнем развития наглядных (знаковых и символиче­ских) форм опосредствования.

Что же касается блока реализации, то и здесь возрастные характеристики имеют принципиальное значение. Именно при переходе к блоку реализации, как правило, возникают две кри­зисные точки, нередко характерные для одаренных детей. Пер­вую точку можно отнести к кризису субъектности ребенка, который возникает при невозможности быть субъектом соб­ственной деятельности, в которой ребенок может реализовать свои способности. Затруднения в преодолении данной кризис­ной точки могут привести либо к превращению ребенка в объ­ект реализации ожиданий и притязаний взрослых (манипу­ляции по отношению к одаренным детям), либо частичной утратой высокого уровня развития в силу невозможности «предъявить» себя окружающим и получить необходимую под­держку.

Вторую кризисную точку можно назвать смысловой, кото­рая возникает чаще всего в случае нагруженности ребенка-дошкольника задачами «на значение». В подобной ситуации блок способностей работает без опоры на личностные смыслы, которые не проживаются и не выстраиваются ребенком. В этом случае способности могут быть направлены на решение любых но их ценностной ориентации задач (возможно, манипулятивных по отношению к другим).

В связи с возможностью возникновения двух подобных кри­зисов в развитии детской одаренности становится особенно зна­чимым развитие всех ее блоков и, может быть, в первую оче­редь, блока реализации. По отношению к развитию ребенка-дошкольника в блок реализации включаются, в основном, раз­личные виды детской деятельности, и, прежде всего, игровой, где ребенок может быть ее субъектом, и в процессе которой он сам и во взаимодействии с другими детьми и взрослыми может осмыслить решаемые задачи, найти их место в собственной жизни и системе взаимоотношений с окружающими.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Педагогические приоритеты программ системы летнего отдыха детей
Система деятельности детей в период летнего отдыха представляет собой специфическую педагогическую реальность, обладающую важным значением для развития личности школьника. Это обусловлено рядом факторов и, прежде всего, особым местом летнего периода, как особой временной и средовой ниши, снимающей ...

Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества знаний
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деяте ...

Методы преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уров ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru