Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте

Страница 4

Однако, уровень познавательной активности и уровень раз­вития умственных способностей, представляющих собой си­стему опосредствованных ориентировочных действий, не могут полностью охарактеризовать умственно одаренного дошкольни­ка. Важнейшим компонентом умственной одаренности в этом возрасте является возможность реализации своих способностей в специфически дошкольных видах деятельности (игре, кон­струировании, литературно-художественном творчестве и др.). Подобная реализация характеризуется, прежде всего, наличием предварительных замыслов.

Для умственно одаренных детей характерно предваритель­ное планирование своей деятельности: игры, рисования, ап­пликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуман­ностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности. В то же время они вполне реалистичны, то есть соответствуют возможностям детей и наличию необходимых материалов.

При этом умственно одаренный ребенок легко осваивает не­обходимые действия для реализации своих замыслов и оказы­вается вполне успешным или в разных видах деятельности, или хотя бы в одном из них.

Модель детской одаренности

Если вернуться к конкретизации предложенной нами моде­ли одаренности по отношению к дошкольному возрасту, то можно представить ее в виде трех блоков.

Первый блок — это мотивация к соответствующему виду деятельности. В случае умственной одаренности — это познава­тельная активность, понимаемая как проявление потребности ребенка в расширении своих возможностей действий в новых ситуациях. Эта активность носит продуктивный характер и основывается на целостном опыте ребенка.

Второй блок — операциональный, который практически всеми авторами характеризуется через понятие способностей. В дошкольном возрасте умственные способности ребенка опреде­ляются, прежде всего, уровнем развития наглядного моделиро­вания, позволяющего ребенку анализировать объективные свойства действительности и уровнем развития символизации, дающей возможность выражать свое отношение к реальности.

И, наконец, третий блок — блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и пр. У детей дошкольного возраста блок реализации характеризуется воз­можностями проявлений собственной субъектности в различ­ных видах детской деятельности.

Положение Л.С.Выготского об универсальности закономер­ностей развития для «нормальных» и «одаренных» детей дает основания полагать, что общие закономерности развития спо­собностей и их возрастные особенности у детей дошкольного возраста могут быть приложимы и к определению детской ода­ренности. Тогда специфика умственной одаренности в до­школьном детстве заключается не в ускорении развития интел­лекта ребенка, а во все более полном освоении тех форм дей­ственного опосредствования, которыми и характеризуются ум­ственные способности дошкольника. То есть возрастные изме­нения блока способностей не просто представляют собой неко­торую непрерывную кривую роста интеллекта ребенка, но имеют свои качественные возрастные характеристики механизма, обеспечивающего этот рост. Для дошкольника, как уже было сказано, блок развития способностей определяется, преж­де всего, уровнем развития наглядных (знаковых и символиче­ских) форм опосредствования.

Что же касается блока реализации, то и здесь возрастные характеристики имеют принципиальное значение. Именно при переходе к блоку реализации, как правило, возникают две кри­зисные точки, нередко характерные для одаренных детей. Пер­вую точку можно отнести к кризису субъектности ребенка, который возникает при невозможности быть субъектом соб­ственной деятельности, в которой ребенок может реализовать свои способности. Затруднения в преодолении данной кризис­ной точки могут привести либо к превращению ребенка в объ­ект реализации ожиданий и притязаний взрослых (манипу­ляции по отношению к одаренным детям), либо частичной утратой высокого уровня развития в силу невозможности «предъявить» себя окружающим и получить необходимую под­держку.

Вторую кризисную точку можно назвать смысловой, кото­рая возникает чаще всего в случае нагруженности ребенка-дошкольника задачами «на значение». В подобной ситуации блок способностей работает без опоры на личностные смыслы, которые не проживаются и не выстраиваются ребенком. В этом случае способности могут быть направлены на решение любых но их ценностной ориентации задач (возможно, манипулятивных по отношению к другим).

В связи с возможностью возникновения двух подобных кри­зисов в развитии детской одаренности становится особенно зна­чимым развитие всех ее блоков и, может быть, в первую оче­редь, блока реализации. По отношению к развитию ребенка-дошкольника в блок реализации включаются, в основном, раз­личные виды детской деятельности, и, прежде всего, игровой, где ребенок может быть ее субъектом, и в процессе которой он сам и во взаимодействии с другими детьми и взрослыми может осмыслить решаемые задачи, найти их место в собственной жизни и системе взаимоотношений с окружающими.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru