Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте

Страница 3

При таком подходе одним из основных вопросов при обсуж­дении проблемы детской одаренности является вопрос о видах способностей ребенка-дошкольника с позиции развития различ­ных способов опосредствования. Специальные исследования по­казали, что можно выделить две основные группы таких спо­собностей.

Первая группа — это способности к наглядному моделиро­ванию [2; 4; 14], с помощью которых ребенок направляет себя на раскрытие объективных связей и отношений действитель­ности. При решении задач на развитие способностей к нагляд­ному моделированию ребенок должен отвлечься от своего от­ношения к реальности, от собственных эмоций и выявить объ­ективные характеристики действительности, применяя су­ществующие в культуре средства, в данном случае — нагляд­ные модели. Например, в задачах на составление плана комнаты для игры в прятание предметов ребенок должен выявить существенные для решения задачи пространственные отноше­ния между предметами, отвлекаясь от своих непосредственных впечатлений (яркая картинка или новый предмет в помещении групповой комнаты).

Вторая группа способностей — это способности к символи­зации, посредством которых ребенок проявляет и обобщает свое отношение к действительности. Здесь ребенок с помощью су­ществующих в культуре средств (цвет, форма, структура пред­метов, персонажи сказок и т.п.) выражает свою субъективную позицию по отношению к реальности. Например, в живописи с помощью цвета ребенок проявляет свое собственное осмысление ситуации в символической форме (что для него является злым, добрым, грустным, веселым).

В реальной деятельности ребенка представлены обе группы способностей: способности к наглядному моделированию (напри­мер, построение последовательности действий в соответствии с игровой ролью, т.е. создание и удержание модели ролевого по­ведения) и способности к символизации (передача с помощью роли в игре определенной жизненной позиции, т.е. использова­ние роли для символического отображения смыслов и ценно­стей человеческого взаимодействия).

Следует отметить, что использование способностей к знако­вому и символическому опосредствованию может включаться в решение двух основных типов задач, на которые указывают практически все авторы моделей развития детских способно­стей и одаренности. Первый тип задач — задачи собственно интеллектуальные (закрытого типа), в известном смысле ре­продуктивные, требующие использования знакомого способа решения, хотя и на новом материале.

Второй тип задач — творческие задачи, открытого типа, в которых от ребенка требуется применение нового способа ре­шения. У детей дошкольного возраста уровень решения подоб­ных задач характеризуется, прежде всего, уровнем развития воображения. Воображение позволяет ребенку, отталкиваясь от отдельных признаков предмета, строить новый целостный об­раз.

При подобной характеристике развития способностей как процесса освоения ребенком способов применения различных средств (знаковых и символических) при решении различных типов задач (собственно интеллектуальных и творческих) необ­ходимым компонентом умственной одаренности дошкольника оказывается высокий уровень развития действий опосредствования, проявляемый в задачах разного типа.

Различия в уровне развития способностей позволяют ис­пользовать дифференцированные образовательные стратегии, начиная с дошкольного возраста. При этом нечеткая теоретиче­ская проработанность вопроса о специфике одаренности в раз­личные периоды развития не всегда позволяет в достаточной степени обоснованно использовать различные образовательные технологии, что особенно явно проявляется при работе с ум­ственно одаренными детьми дошкольного возраста. Уже стало типичным создавать для умственно одаренных дошкольников мини-гимназии, мини-лицеи и т.п., где дети дошкольного воз­раста начинают фактически ускоренное обучение по школьным программам. При этом абсолютно выпускается из вида, что те закономерности развития, которые действуют по отношению к обычным детям, действуют и по отношению к детям одарен­ным. Еще Л.С.Выготский подчеркивал, что: « .воспитание ненормальных, калек и талантов издавна считается как бы экстерриториальным в педагогике, т.е. таким, на которое не распространяются общие законы. Надо сказать, что этот взгляд глубоко ошибочен, и экстерриториальность этой области ей принадлежит не по праву, и присвоена по ошибке — в силу естественного непонимания неизученных еще феноменов. Об­щие законы педагогики только тогда и могут быть научными законами, когда они остаются одинаково приложимыми ко всей области воспитания» [7, 347]. То же самое в полной мере можно отнести и к законам психологическим, законам развития, которые характеризуют его ключевые механизмы и основные этапы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Понятие, сущность, виды учебно-исследовательской деятельности старшеклассников
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания [22, С.312]. Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель ...

Введение понятий дискретной случайной величины, вероятности с помощью задач
Задача1.Подбрасывают монету. Какова вероятность выпадания орла, решки? (,) -Как это проверить? Необходимо подбросить монету большое число раз. Допустим 1000, подсчитать сколько раз выпал орел. И это число разделить на 1000. Получится около . А если подкинуть монету 3 раза, и все три раза может выпа ...

Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности
В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не я ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru