Психолого-педагогические основы формирования словаря при использовании игрушки

Современное образование » Игрушка как средство развития активного словаря детей третьего года жизни » Психолого-педагогические основы формирования словаря при использовании игрушки

Страница 2

В приводимом ниже перечне игрушки представлены по видам согласно классификации, разработанной Е.А. Флериной. Выделены игрушки моторные, сюжетные, технические и строительные материалы, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные и театральные игрушки. [26]

Моторные игрушки предназначены, главным образом, для развития и совершенствования основных движений детей, мелкой моторики (движения кисти руки, пальцев), воспитания культуры движений.

Сюжетные, или образные, игрушки, способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т.д.

Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. В этом отношении большую ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы и наборы полуфабрикатов. [22]

Игры со строительными материалами, в процессе которых ребенок создает что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека: они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений и т.п. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении и т.д.

Дидактические игрушки - сборно-разборные и другие очень важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей.

Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребенку радость, вызывают веселый смех, хорошее настроение, а у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора.

Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма.

Театральные игрушки подготавливают детей к театральному зрелищу. В младших группах эти игрушки демонстрирует воспитатель при рассказывании сказок, потешек, а в старших ими пользуются сами дети - в играх-драматизациях и других театрализованных играх.

Среди образных игрушек особое место занимает кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья ("голым"). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова и закрываются глаза. Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания. Мальчики и девочки 2-х лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают её, укладывают спать, кормят. Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.

Но ведь и игры в куклы могут быть разными. В психологии их условно разделяют на режиссерские и сюжетно-ролевые. Режиссерской называется игра, в которой ребенок как режиссер выстраивает тот или иной сюжет (бытовой или сказочный) с несколькими персонажами-игрушками: куклами, зверями, машинками и т.д. Он управляет ими - несколькими одновременно, вкладывая при этом в них тот сюжет, который хочет проиграть. В ролевой игре ребенок берет роль на себя, т.е. он сам на время игры становится мамой, продавцом, пиратом и т.д. Замысел ролевой игры приходится постоянно согласовывать с другими детьми - исполнителями других ролей, иначе - игра не получится. В такой игре ребенок принимает правила - действует так, как положено по роли и как договорились играть.

Куклы в этих играх обычно используются разные: для режиссерских игр это маленькие куколки, которые удобно взять в руку, для ролевых игр требуются куклы, которых нужно брать обеими руками, т.е. значительно больше. Беря на себя роль, ребенок "входит в образ": используются пантомимика, мимика, жесты, разнообразные интонации. Когда малыш играет в режиссерскую игру все это "делает" маленькая куколка, которую он держит в руках.

Конечно, и для маленьких кукол, и для кукол, используемых в сюжетно-ролевых играх необходимы соответствующие атрибуты. Это, прежде всего, одежда и обувь, дом, мебель и кухонная утварь, транспорт и предметы ландшафта; предметы-заместители. Однако разные размеры кукол и задачи этих игр обуславливают необходимость разного кукольного хозяйства. Например, ролевой игре свойственны такие неизменные атрибуты как градусник, вместительная кастрюля, какие-нибудь котлетки, конфетки, чашечки и т.д. Для режиссерской особое значение имеют средства транспорта, предметы ландшафта, дом и т.п., т.е. то, что обеспечит масштабность и динамику игрового сюжета.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Анализ учебно-методического комплекса
Анализ учебно-методического комплекса является действенным способом разработки новых более продуктивных методик преподавания. УМК позволяет найти недостатки в уже существующих методиках и сформировать наиболее оптимальную методику преподавания и оптимизировать процесс разработки эффективных упражне ...

Урок - основная форма теоретического обучения в профессиональном училище
Урок в ПТУ строиться на основе известных в педагогике принципов, правил, требований, концепций обучения и воспитания, обусловленных совмещением общего и профессионального образования. Производственного обучения и производительности труда учащихся, уровня их обученности. С другой стороны. Урок-часть ...

Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении коллективной творческой деятельности учащихся
Коллективное творчество – наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, о ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru