Психолого-педагогические основы формирования словаря при использовании игрушки

Современное образование » Игрушка как средство развития активного словаря детей третьего года жизни » Психолого-педагогические основы формирования словаря при использовании игрушки

Страница 1

Игра и игрушка - понятия неразделимые. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка.

По определению Л.С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков.

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. [1] Любая игрушка в первую очередь должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и так же быстро перестает их замечать. Это вполне понятно: игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, подвески их не заметны на фоне белого потолка. Также игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне "удобны", комфортны - они успокаивают, не беспокоят - и только… Ребенку необходимы игрушки, которые создали бы условия для постоянного стимула детской активности. [36]

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов.

Обычно детей больше привлекают простые игрушки и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение. Есть 2 типа игрушечных поездов. Один поезд совсем похож на настоящий и бегает по рельсам. А другой поезд сделан из простых деревянных блоков, которые легко расцепляются. Маленькому ребенку трудно справляться с заводной железной дорогой и в поезд ничего нельзя погрузить, пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе, - это грузовик с прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить грузы в разные города. Когда ему надоест суша, каждый кубик станет лодкой и эту флотилию потянет баржа - большой кубик. И так он может играть бесконечно.

Родители, стесненные в средствах, сокрушаются, что не могут покупать ребенку дорогих игрушек. Но представьте себе, как много ребенок может сделать с обычной картонной коробкой. Она и кровать, и дом, и грузовик, и танк, и крепость, и гараж.

Но не думайте, что ребенку вообще не нужно покупать хороших игрушек. Придет время, и ему захочется трехколесный велосипед или самокат, и вы охотно купите его ребенку, если сможете. Но сначала обеспечьте его простыми игрушками, а потом добавляйте более сложные по своему вкусу и по своему карману. [3, 83 с.]

После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим - это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на мысль играть в "школу".

Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.

Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она "ведет себя" исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла как и мишка, обезьянка, собачка и др. - объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по - своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Понятие, сущность, виды учебно-исследовательской деятельности старшеклассников
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания [22, С.312]. Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель ...

Компетенция ПКПП-9
Компетенция ПКПП-9 – это профессиональная компетенция в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: «готов руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников». Под компетенцией ПКПП-9 понимается способност ...

Характеристика детей с нарушением зрения
Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.* Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зри ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru