Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 82 г. Ангарска
В исследовании принимало участие 38 детей - две группы: экспериментальная и контрольная.
1. Изучить уровень развития словаря детей третьего года жизни.
2. Разработать методику использования разнообразных приемов работы на занятиях с игрушками.
3. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Констатирующий эксперимент включал в себя диагностику уровня развития словаря.
За основу мы взяли диагностику, разработанную Павловой Л.М. (см. Приложение 1)
Основными критериями оценки развития словаря с использованием игрушки и картинок были выбраны:
• узнавание предмета и картинки по названию;
• обозначение словом предметов и изображений;
• озвучивание некоторых характерных особенностей объекта.
На основе названных критериев были выделены уровни развития активного словаря:
1 - дети с высоким уровнем
2 - дети со средним уровнем
3 - дети с низким уровнем
1 гр. - дети не только имеют представление о названиях предметов ближайшего окружения, но и активно используют их в своей речи. Они также способны называть отличительные особенности предметов и живых существ.
2 гр. - дети, имеющие представления о предметах и живых существах, но использующие в речи не все известные им названия предметов, а также не называющие характерных особенностей объектов.
3 гр. - дети, лишь частично использующие в своей речи названии известных им объектов. Например, в 2,5 года - ребенок называет всего 3 - 4 игрушки.
Экспериментальная группа
Анализ результатов диагностики показал, что из 20 детей к 1 гр. можно отнести только 6 детей (30 %). В качестве примера разберём ответы Алеши А. Мальчик с удовольствием включался в каждую игру. На первом занятии называл игрушки, особо симпатичную ему игрушку самостоятельно описывал, стараясь составить предложение из нескольких слов: "Наша машина быстро едет", "красивая", "колеса крутятся", "в гости поедем". На втором занятии назвал почти всех домашних животных - овцу забыл. По собстве6нной инициативе старался изобразить, как эти животные разговаривают (звукоподражание). Активно включался в диалог, старался объяснить чем отличаются животные друг от друга: "маленькая", "мягкая, гладится (ластится)", "с рогами".
К среднему уровню развития активного словаря можно отнести 10 детей (50 %). В качестве примера проанализируем ответы Юли С. Девочка с удовольствием включалась в игру, но говорила только о тех игрушка (и животных) названия которых ей были известны. Пирамидка - не называлась, действия с ней не комментировались, хотя играть с ней девочка умеет. "Что можно делать с машинкой? - катать.". Назвать животных смогла не всех. Характерные особенности озвучивает с трудом. Описывает отличие животных в основном издаваемыми ими звуками.
К 3 гр. мы отнесли 4 детей (20 %). Рассмотрим в качестве примера Игоря Л. Мальчик очень внимательно слушает все что говорит взрослый. Сам почти не говорит, а если говорит, то просто называет некоторые знакомые объекты. Об хорошем объеме пассивного словаря говорит то, что названные объекты ребенок правильно показывает. Отличительные особенности не озвучивает.
Результаты диагностики представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Контрольная группа
Анализ занятий показал, что из 18 детей к 1 гр. можно отнести 5 детей (28 %).
Читайте также:
Управление самостоятельной деятельностью школьников
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование по ...
Методика преодоления темпо – ритмических нарушений
Логопедические занятия, направленные на преодоление темпо-ритмических нарушений мы проводилт по методике В.И.Селиверстова. Эта методика подходит для данных условий, так как рассчитана на лечение заикающихся дошкольников в специальных медицинских учреждениях. Также данная методика рассчитана на срав ...
Общая характеристика мультимедиа-технологий
Середина 1990-х гг. ознаменована появлением ряда теоретических работ и учебных пособий, посвященных вопросам применения компьютерных технологий в сфере образования и, в частности, применению средств мультимедиа в рамках образовательного процесса. Наибольшее распространение в литературе получают поп ...