Анализ особенности словаря детей

Страница 1

Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 82 г. Ангарска

В исследовании принимало участие 38 детей - две группы: экспериментальная и контрольная.

1. Изучить уровень развития словаря детей третьего года жизни.

2. Разработать методику использования разнообразных приемов работы на занятиях с игрушками.

3. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Констатирующий эксперимент включал в себя диагностику уровня развития словаря.

За основу мы взяли диагностику, разработанную Павловой Л.М. (см. Приложение 1)

Основными критериями оценки развития словаря с использованием игрушки и картинок были выбраны:

• узнавание предмета и картинки по названию;

• обозначение словом предметов и изображений;

• озвучивание некоторых характерных особенностей объекта.

На основе названных критериев были выделены уровни развития активного словаря:

1 - дети с высоким уровнем

2 - дети со средним уровнем

3 - дети с низким уровнем

1 гр. - дети не только имеют представление о названиях предметов ближайшего окружения, но и активно используют их в своей речи. Они также способны называть отличительные особенности предметов и живых существ.

2 гр. - дети, имеющие представления о предметах и живых существах, но использующие в речи не все известные им названия предметов, а также не называющие характерных особенностей объектов.

3 гр. - дети, лишь частично использующие в своей речи названии известных им объектов. Например, в 2,5 года - ребенок называет всего 3 - 4 игрушки.

Экспериментальная группа

Анализ результатов диагностики показал, что из 20 детей к 1 гр. можно отнести только 6 детей (30 %). В качестве примера разберём ответы Алеши А. Мальчик с удовольствием включался в каждую игру. На первом занятии называл игрушки, особо симпатичную ему игрушку самостоятельно описывал, стараясь составить предложение из нескольких слов: "Наша машина быстро едет", "красивая", "колеса крутятся", "в гости поедем". На втором занятии назвал почти всех домашних животных - овцу забыл. По собстве6нной инициативе старался изобразить, как эти животные разговаривают (звукоподражание). Активно включался в диалог, старался объяснить чем отличаются животные друг от друга: "маленькая", "мягкая, гладится (ластится)", "с рогами".

К среднему уровню развития активного словаря можно отнести 10 детей (50 %). В качестве примера проанализируем ответы Юли С. Девочка с удовольствием включалась в игру, но говорила только о тех игрушка (и животных) названия которых ей были известны. Пирамидка - не называлась, действия с ней не комментировались, хотя играть с ней девочка умеет. "Что можно делать с машинкой? - катать.". Назвать животных смогла не всех. Характерные особенности озвучивает с трудом. Описывает отличие животных в основном издаваемыми ими звуками.

К 3 гр. мы отнесли 4 детей (20 %). Рассмотрим в качестве примера Игоря Л. Мальчик очень внимательно слушает все что говорит взрослый. Сам почти не говорит, а если говорит, то просто называет некоторые знакомые объекты. Об хорошем объеме пассивного словаря говорит то, что названные объекты ребенок правильно показывает. Отличительные особенности не озвучивает.

Результаты диагностики представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Контрольная группа

Анализ занятий показал, что из 18 детей к 1 гр. можно отнести 5 детей (28 %).

Страницы: 1 2


Читайте также:

Образование - основа развития личности
В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фак­тора становления и развития личности как ин­дивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в ко­торой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ...

Диагностика коммуникативных умений у младших школьников
С целью изучения уровня развития коммуникативных качеств младших школьников нами было проведено исследование на базе школы №2 г. Михайловки в течение учебного года. В эксперименте приняли участие девочки и мальчики 2-го класса, в количестве 20 человек. Исследование проводилось в три этапа. На перво ...

Разработка факультативного курса "Параметры в геометрии". Пояснительная записка
В настоящее время в математике все больше проникает далекие от нее отрасли. Без математических знаний не возможно понимание принципов устройства современной техники, природных явлений, анализ социальных политических экономических и других перемен. Прослеживается влияние математического образования ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru