Содержание и методика опытной работы по развитию активного словаря детей третьего года жизни посредством игрушки

Современное образование » Игрушка как средство развития активного словаря детей третьего года жизни » Содержание и методика опытной работы по развитию активного словаря детей третьего года жизни посредством игрушки

Страница 2

Следующим было проведено занятии "Транспорт"

Цель. Научить узнавать и называть игрушки, изображающие различные виды транспорта. Побуждать детей к высказываниям об этих игрушках, их назначении: перевозить кукол и различные предметы. При звукоподражании развивать правильную артикуляцию звуков.

Воспитатель договаривался с малышом, что по "телефону" она вызывает машину для мишки, который поедет в гости к кукле. Разыгрывалась сценка разговора по телефону. Ребенок ехал за мишкой (зайкой, Петрушкой, белочкой, слоником и др.) и отвозил его к кукле. Задачей взрослого было - активизировать речь ребенка, побуждать к творческому развитию сюжета. Малыши разговаривали с игрушками, а Вова Т. проявил инициативу и стал сам разговаривать по телефону, используя простые предложения и повторяя речевые формы, использованные воспитателем.

Целями занятия "Малыш" было закрепление полученных на предыдущих занятиях знаний, дальнейшая активизация словаря, пополнение его названиями предметов мебели (кровать, стол, стул, шкаф и т.п.), обучении детей пользованию предлогами в речи.

Занятие начиналось сюрпризным моментом - появлением мягкой игрушки - пса по кличке малыш. Для создания эмоционального подъема и игровой мотивации детям было предложено погладить пса, пожалеть его, ведь ему совсем не с кем играть. Ребятишки старались утешить Малыша. Алеша А., Миша Н., Таня Л. разговаривали с ним "хороший малыш", "не плачь". Когда воспитателем было предложено развеселить Малыша, поиграв с ним, дети активно включились в игру. Воспитатель "прятал" в группе кубик на различных предметах мебели, чтобы Малыш нашел его, а дети "подсказывали" Малышу, где находится кубик.

В дальнейшем эта игра использовалась и для индивидуальной работы с детьми.

Занятие "Рассказ о работе доктора"

Цель. Обогащать словарь и представление о работе врача. Дать основные знания об этой профессии: заботится о здоровье, лечит больных, выслушивает их трубочкой, смотрит горло, дает лекарство. Учить ребенка использовать эти слова в своей речи.

Взрослый вводил детей в сюжет игры: звери заболели, их необходимо лечить, послушать трубочкой, дать лекарство и т.п. Игра разворачивается ситуативно. Воспитатель показывал действия доктора, говорил от имени пациентов, старался активизировать малышей, предоставляя им возможность самостоятельно действовать в игре. Заметно активизировалась речь детей. У многих получается выражать свои действия и желания словами. Алена И. и Юля С. стали самостоятельно строить простые предложения из нескольких слов.

Параллельно, проводя занятия по развитию словаря с использованием игрушки, велась и индивидуальная работа. Детям с низким уровнем развития активного словаря предлагалось "поговорить по телефону": "звонивший" спрашивал как дела в группе, кто чем занимается, где находится и т.п., задавал наводящие вопросы, стимулируя ребенка к речевой активности.

Проводились индивидуальные сюжетно-ролевые игры, с использованием игрушек. Сюжеты повторяли занятия по развитию речи. Игорь Л. стал с удовольствием назвали знакомые предметы словами, воспитатель напоминал функциональное назначение предметов. Инна Я., Юля С., Рома Т. стали строить фразы из нескольких слов.

С целью выявления эффективности внедренной нами развивающей программы был проведен контрольный этап по методикам констатирующего этапа исследования.

Экспериментальная группа

В группе детей, участвовавших в эксперименте, количество ребятишек с большим объемом активного словаря увеличилось с 6 человек, по результатам констатирующего этапа исследования, до 10 (50%) на контрольном этапе. Количество детей отнесенных ко 2 гр. по уровню развития активного словаря уменьшилось с 10 до 8 (40%), за счет перехода 4 ребятишек в первую группу. По результатам контрольного эксперимента лишь двое малышей (10%) в экспериментальной группе было отнесено к 3 гр. по уровню развития активного словаря.

Диаграмма 3

Диаграмма 1

Контрольная группа

По результатам контрольного эксперимента в контрольной группе 5 детей было отнесено к 1 гр. по уровню развитии активного словаря, также как и на констатирующем этапе. Количество детей отнесенных к среднему уровню развития активного словаря увеличилось с 9 человек (22%) на констатирующем этапе до 10 (17%) на контрольном. К 3 гр. было отнесено трое детей.

Диаграмма 4

Диаграмма 2

Анализ полученных результатов убедил нас, что произошло существенное увеличение объема активного словаря детей в экспериментальной группе (см. Диаграмма 1, 2, 3,4).

На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. Они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям. Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется. Таким образом, и игрушка может служить средством развития активного словаря.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Методика формирования иноязычного лексикона в соответствии с семантико-синтаксическим подходом и диалогом культур в 7 классе
Шатилов С.Ф. выделил основные этапы работы над лексикой: 1 этап - этап введения, семантизации нового слова и первичного его воспроизведения; 2 этап - этап ситуативной тренировки и создания прочных лексических речевых связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях; 3 этап - варьирующий, с ...

Использование интернета в создании учащимися презентаций на уроках художественной культуры России
Модернизация всей системы образования должна обеспечить эффективное использование информационных ресурсов. Одним из таких ресурсов при самостоятельной работе учащихся девятого класса над итоговой презентацией по пройденной теме художественной культуры России является Интернет. Только с помощью новы ...

История социальной работы со слабослышащими детьми в России
Задачи: Изучить особенности возникновения социальной помощи слабослышащим детям. Определить роль развития специального обучения слабослышащих детей в развитии системы социальной помощи данной категории нуждающихся. Кратко охарактеризовать особенности специализированных учреждений для слабослышащих ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru