Содержание и методика опытной работы по развитию активного словаря детей третьего года жизни посредством игрушки

Современное образование » Игрушка как средство развития активного словаря детей третьего года жизни » Содержание и методика опытной работы по развитию активного словаря детей третьего года жизни посредством игрушки

Страница 2

Следующим было проведено занятии "Транспорт"

Цель. Научить узнавать и называть игрушки, изображающие различные виды транспорта. Побуждать детей к высказываниям об этих игрушках, их назначении: перевозить кукол и различные предметы. При звукоподражании развивать правильную артикуляцию звуков.

Воспитатель договаривался с малышом, что по "телефону" она вызывает машину для мишки, который поедет в гости к кукле. Разыгрывалась сценка разговора по телефону. Ребенок ехал за мишкой (зайкой, Петрушкой, белочкой, слоником и др.) и отвозил его к кукле. Задачей взрослого было - активизировать речь ребенка, побуждать к творческому развитию сюжета. Малыши разговаривали с игрушками, а Вова Т. проявил инициативу и стал сам разговаривать по телефону, используя простые предложения и повторяя речевые формы, использованные воспитателем.

Целями занятия "Малыш" было закрепление полученных на предыдущих занятиях знаний, дальнейшая активизация словаря, пополнение его названиями предметов мебели (кровать, стол, стул, шкаф и т.п.), обучении детей пользованию предлогами в речи.

Занятие начиналось сюрпризным моментом - появлением мягкой игрушки - пса по кличке малыш. Для создания эмоционального подъема и игровой мотивации детям было предложено погладить пса, пожалеть его, ведь ему совсем не с кем играть. Ребятишки старались утешить Малыша. Алеша А., Миша Н., Таня Л. разговаривали с ним "хороший малыш", "не плачь". Когда воспитателем было предложено развеселить Малыша, поиграв с ним, дети активно включились в игру. Воспитатель "прятал" в группе кубик на различных предметах мебели, чтобы Малыш нашел его, а дети "подсказывали" Малышу, где находится кубик.

В дальнейшем эта игра использовалась и для индивидуальной работы с детьми.

Занятие "Рассказ о работе доктора"

Цель. Обогащать словарь и представление о работе врача. Дать основные знания об этой профессии: заботится о здоровье, лечит больных, выслушивает их трубочкой, смотрит горло, дает лекарство. Учить ребенка использовать эти слова в своей речи.

Взрослый вводил детей в сюжет игры: звери заболели, их необходимо лечить, послушать трубочкой, дать лекарство и т.п. Игра разворачивается ситуативно. Воспитатель показывал действия доктора, говорил от имени пациентов, старался активизировать малышей, предоставляя им возможность самостоятельно действовать в игре. Заметно активизировалась речь детей. У многих получается выражать свои действия и желания словами. Алена И. и Юля С. стали самостоятельно строить простые предложения из нескольких слов.

Параллельно, проводя занятия по развитию словаря с использованием игрушки, велась и индивидуальная работа. Детям с низким уровнем развития активного словаря предлагалось "поговорить по телефону": "звонивший" спрашивал как дела в группе, кто чем занимается, где находится и т.п., задавал наводящие вопросы, стимулируя ребенка к речевой активности.

Проводились индивидуальные сюжетно-ролевые игры, с использованием игрушек. Сюжеты повторяли занятия по развитию речи. Игорь Л. стал с удовольствием назвали знакомые предметы словами, воспитатель напоминал функциональное назначение предметов. Инна Я., Юля С., Рома Т. стали строить фразы из нескольких слов.

С целью выявления эффективности внедренной нами развивающей программы был проведен контрольный этап по методикам констатирующего этапа исследования.

Экспериментальная группа

В группе детей, участвовавших в эксперименте, количество ребятишек с большим объемом активного словаря увеличилось с 6 человек, по результатам констатирующего этапа исследования, до 10 (50%) на контрольном этапе. Количество детей отнесенных ко 2 гр. по уровню развития активного словаря уменьшилось с 10 до 8 (40%), за счет перехода 4 ребятишек в первую группу. По результатам контрольного эксперимента лишь двое малышей (10%) в экспериментальной группе было отнесено к 3 гр. по уровню развития активного словаря.

Диаграмма 3

Диаграмма 1

Контрольная группа

По результатам контрольного эксперимента в контрольной группе 5 детей было отнесено к 1 гр. по уровню развитии активного словаря, также как и на констатирующем этапе. Количество детей отнесенных к среднему уровню развития активного словаря увеличилось с 9 человек (22%) на констатирующем этапе до 10 (17%) на контрольном. К 3 гр. было отнесено трое детей.

Диаграмма 4

Диаграмма 2

Анализ полученных результатов убедил нас, что произошло существенное увеличение объема активного словаря детей в экспериментальной группе (см. Диаграмма 1, 2, 3,4).

На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. Они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям. Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется. Таким образом, и игрушка может служить средством развития активного словаря.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий
Широкая познавательная направленность (интерес к знаниям, к преодолению трудностей) формируется всем ходом обучения в школе. Познавательные интересы, как более глубокие, требуют для своего формирования особой работы. Еще более кропотливого труда требует воспитание мотивов самообразования. Формирова ...

Основные формы организации производственного обучения
Формы производственного обучения, как и любого другого обучения, обусловлены различными видами общения (взаимодействия) в зависимости от цели воспитания. Вместе с тем на их особенности влияют характер и содержание труда представителей тех и или иных профессий, а также роль и место профессий в общес ...

Основные теоретические направления в исследованиях операций мыслительной деятельности
Современными психологами справедливо отмечается тот факт, что в умственной деятельности человека чувственные представления играют второстепенную роль. Если мы зададимся вопросом о том, как протекает наша мыслительная деятельность, если мы вглядимся в её внутреннюю структуру, то мы без труда убедимс ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru