Цель работы: подбор эффективных форм использования игрушки для развития активного словаря детей третьего года жизни.
Развивающая программа была направлена на работу с детьми, в исследовании приняло участие и 20 детей (экспериментальная группа).
Экспериментальное обучение состояло из системы занятий с использованием разнообразных приемов:
На наших занятиях по развитию речи использовались такие приемы, как:
1. Показ и рассматривание игрушки. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения.
2. Выполнение действий с игрушкой. Выполнив вместе со взрослым ряд действий с предметом и, проговорив их ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и их речи. и, как следствие, развитию взаимоотношений детей, так как в общение со сверстниками воспитанники вступают по поводу интересующей их совместной деятельности, а наиболее привлекательной деятельностью дошкольников на протяжении всего дошкольного периода является игра. Общение так же является дополнительным стимулом к развитию активного словаря.
3. Просьбы, поручения. Этот прием не только помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, но и учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, и увеличению объма активного словаря.
4. Вопросы - ответы. Данный прием используется для активизации речи детей: побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет, развить у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника, тем самым развивая социальную перцепцию и ориентировку.
5. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку в группе, что очень важно для развития вербальной и невербальной коммуникации, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, "брошенности", вызывает повышение познавательного интереса детей, что ведет к более быстрому пополнению словаря ребенка и его активизации.
6. Многократное проговаривание речевого материала или комментирование действий. Этот прием способствует непроизвольному запоминанию речевых образцов и дальнейшему сознательному их использованию в аналогичных ситуациях, а также помогает формировать у ребенка произвольную регуляцию деятельности и поведения. Комментирующая речь оказывает большое положительное влияние на эмоциональное состояние детей, которое достигается положительной оценкой деятельности ребенка и отдельных операций. Желание услышать в рассказе взрослого положительную оценку своей деятельности способствует развитию у ребенка потребности в социальном соответствии.
Ход работы:
Первый цикл занятий был посвящен моделированию знакомых ситуаций с использованием игрушки. Первое занятие "Кукла Ляля умывается"
Цель. Учить детей использовать в речи названия предметов гигиены (мыло, мыльница, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа) и их свойства (величина, цвет, фактура) и назначение. Изучить характеристики воды (холодная, горячая, прозрачная, течет). Словесно обозначать характер действий: намылить, тереть, смыть, вытереть и т.п. Использовалась знакомая ребенку потешка "Водичка-водичка"
Дети с удовольствием проявляли активность в игровой ситуации. Посмотрев, как льется из лейки вода, послушав, как она журчит, потрогав ее большинство детей повторяли за воспитателем свойства воды. Во время второго прочтения потешки подсказывали слова. После занятия Вова Т. Во время умывания рассказывал запомнившиеся строки. Юля С. вытирая куклу полотенцем разговаривала с куклой: комментировала свои действия "вытрем ручки, вытрем носик." и т.д.
Затем мы провели занятие "Мытье кукольной посуды"
Цель. Закреплять представления ребенка о посуде и кухонных принадлежностях, активизировать употребление в речи слов относящихся к данной теме. Учить отвечать на вопросы взрослого: называть цвет чашек, тарелок, их величину.
Воспитатель приглашала малыша помыть посуду для кукол. Сама показывала, а затем предоставлялась ребенку возможность действовать самостоятельно. В процессе деятельности детей стимулировали к проявлению речевой активности. Дети не только называли предметы посуды, но и вспоминали о свойствах воды: Игорь С. и Таня Л. "водичка теплая", "прозрачная"
"Кукла Ляля собирается на прогулку"
Учить детей использовать в речи названия предметов одежды (рубашка, платье, юбка, кофта и т.п.), и их свойства (величина, цвет, фактура) и назначение. Словесно обозначать характер действий: надеть, снять, застегнуть, обуть, завязать и т.д.
Дети стали уверенней употреблять в своей речи прилагательные, а также слова, обозначающие действия. Инна Я. и Юля С. стали озвучивать свойства и качества одежды "кофта теплая", "платье красивое". Слова и выражения, которые были активизированы в речи детей с помощью данной игры, стали использоваться ими во время сборов на прогулку. Дети стали озвучивать свои действия. Даже молчун Игорь Л. подошел к воспитателю в раздевалке и радостно сказал "кофта красивая"
Читайте также:
Группы учебного материала
Формирования содержания образования на уровне учебного плана требует систематизированного вида. Ученые-педагоги смогли доказать, что все содержание может быть разбито на несколько групп (категорий). 1 группа – техники: теоретические основы устройства и работы оборудования, описание устройств, графи ...
Опыт использования компьютерный технологий для обучения информатике незрячих
детей
Современные информационные образовательные технологии могут быть использованы для предоставления образовательных услуг людям с ограниченными возможностями, например, незрячим и слабовидящим. Следует отметить, что компьютерные технологии в данном случае рассматриваются не только и не столько как пре ...
Актуальность формирования толерантности в детском
оздоровительном лагере
Проблема толерантности - одна из самых острых как в обществе в целом, так и в условиях детского оздоровительного лагеря. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, дети и мы (взрослые) не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно научить ...