Лекция на разных этапах изучения произведения

Современное образование » Лекция как активная форма обучения » Лекция на разных этапах изучения произведения

Страница 1

Применение учебной лекции при изучении обзорных тем в старших классах имеет свою специфику. Обзор—это следствие, вывод, изложение обозрения, т. е. видного со- всех сторон, рассмот­ренного в общем виде, и довольно краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений.

При изучении обзорных тем учитель раскрывает содержание наиболее существенных явлений в развитии литературы опреде­ленного периода, в творчестве отдельного писателя, выделяя лишь наиболее важные и характерные моменты. В программе по лите­ратуре выделены отдельные произведения, например роман Чер­нышевского «Что делать?», для обзорного изучения, что предпо­лагает общее, как бы панорамное представление о них в сочетании с текстуальным рассмотрением важных для понимания идей­но-эстетического содержания сцен, эпизодов, глав, частей.

Обзорные лекции предполагают активнейшую самостоятельную работу учащихся, требуют совместного творчества учителя и уче­ников.

По мнению некоторых учителей, школьная лекция—это, с од­ной стороны, произведение искусства, а с другой—строгая дидак­тическая форма. Лекция предполагает участие учеников в реше­нии проблемы, позволяет им продолжить ее исследование. Это делает необходимой систему

активных форм обучения. Одиночные, случайные лекции или семинары вне определенной логики ника­кой пользы не принесут.

Целесообразно изучение нового материала в старших классах планировать «крупноблочно»: установочная лекция—обучающе-тренировочные уроки—обучающий семинар—консультация— контрольно-обучающие зачеты. Последовательность занятий на­правлена от более активной роли учителя к более активной роли учеников.

Применение лекции на уроках, посвященных знакомству с био­графией писателя, общепринято. Слово учителя знакомит слуша­телей с неповторимой личностью писателя, с историей его духовных исканий, зачастую—с подвигом. Перед учащимися раскрывается таким образом живая картина истории литературы—история ду­ховной жизни ее творцов. Лекция о биографии служит введением в изучение произведений, поэтому рассказ о жизни писателя дол­жен быть повернут к последующим урокам темы. И наконец, лек­ция должна отвечать на собственные запросы слушателей.

Нередко возможности раскрыть во всей полноте историю жиз­ни и творчества писателя ограничиваются возрастными особенно­стями школьников. Сложные духовные искания позднего Пушкина не под силу восьмиклассникам, и надо искать такой аспект рассказа о биографии поэта, который будет им понятен: конфликт с самодержавной властью и светским обществом. Поэтому биогра­фические очерки для 9 класса будут строиться на остром сюжете: это повествование о героической личности—такова жизнь Грибое­дова, Лермонтова. А биография Гоголя, не содержащая таких со­бытий, потребует иного подхода, чтобы сделать личность писате­ля близкой школьникам.

В 10 классе самым актуальным для учащихся становится вопрос о нравственном выборе, об ответственности личности, противостоящей окружающему, о ее внутренних противоречиях. Особенно подробно эта проблематика развернется в лекциях о Л. Толстом, но и в слове о Тургеневе или Чехове тоже есть нема­лые возможности раскрыть эти вопросы.

Даже трактовка жизненного подвига писателя будет различ­ной в 9 и 10 классах. В очерке о Радищеве мы покажем первого

революционера, отважившегося сказать то, чего до него никто не говорил, и взявшего на себя ответственность за свой поступок. Для очерка о Чернышевском возможна проблематика некрасов­ского «Пророка», жизнь писателя раскроется в свете тех этиче­ских принципов, которые намечены в романе «Что делать?».

Что же касается курса 11 класса, то общие для всей советской истории трудности—односторонность подхода, наличие «белых пятен»—сказываются и на учительских лекциях о биографиях пи­сателей. Мощная лавина сегодняшних публикаций, с одной сторо­ны, открывает новые возможности показать деятелей советской ли­тературы, а с другой стороны, требует от учителя настоящей граж­данской зрелости, самостоятельных решений, глубокого такта.

Как показывает опыт, слово учители о писателе не должно ни повторять материал учебника, ни перегружать школьников мно­гочисленными сведениями. Оно призвано создать живой образ пи­сателя, сформировать у школьников представление о его творче­ской личности, заразить их нравственным примером, восхитить талантом.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Психолого-педагогические основы работы с младшими школьниками
Деятельность учителя начальной школы весьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения и ...

Урок - основная форма теоретического обучения в профессиональном училище
Урок в ПТУ строиться на основе известных в педагогике принципов, правил, требований, концепций обучения и воспитания, обусловленных совмещением общего и профессионального образования. Производственного обучения и производительности труда учащихся, уровня их обученности. С другой стороны. Урок-часть ...

Индивидуальный подход к учащимся
Мастер-воспитатель всегда имеет дело с конкретной развивающийся личностью, которая обладает рядом свойственных ей индивидуальных особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры с учетом применяемых к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru