Место и роль комментирования в школьном преподавании литературы

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Место и роль комментирования в школьном преподавании литературы

Комментирование – это любое истолкование произведения (в беседе, в лекции, в сочинении) (50,7).

Необходимо отличать комментирование от комментария. В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение комментария: «1. Разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту. Сочинения Пушкина с комментариями. 2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь. Комментарии к печати. Комментарии излишни» (51, 288).

Традиционно комментирование используется как способ анализа художественного произведения (41,4). В методике и практике работы над текстом художественного произведения определились следующие виды комментариев:

1. лингвистический комментарий (раскрытие семантики и этимологии слова, разъяснение значения образных средств);

2. исторический и социально-бытовой комментарий (толкование исторических фактов, событий, имен, названий, бытовых и этнографических деталей);

3. литературоведческий комментарий, связанный с характеристикой эпохи и литературных течений, с разъяснением литературоведческих терминов;

4. идейно-стилевой комментарий, в процессе которого делаются наблюдения над образной и идейно-тематической стороной произведения (42, 28).

В последние годы в связи с появлением новых дидактических систем обучения (в частности, системы «Развитие критического мышления через чтение и письмо») заговорили о новых способах комментирования. Правда, в школе они пока либо не употребляются, либо используются крайне редко. Речь идёт о комментировании как способе выявления глубины восприятия и понимания художественного текста учащимися и комментировании как способе контроля глубины понимания текста школьниками.


Читайте также:

Расширение представлений о мире профессий и характере труда у старших подростков в условиях межшкольного учебного комбината
Современная социально – экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологическое производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к наличию базового уровня образованности, наличию у них универсальных способов действий, ключевых компетенций, высоких ко ...

Концепция "Воспитание петербуржца XXI века"
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Район, где ...

Структура педагогического общения
Взаимодействие учителя с классом имеет определенные временные рамки; оно ограничено продолжительностью урока, классного часа или какого-то иного мероприятия. Однако структура педагогического общения не сводится лишь к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и ряд других моме ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru