Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении

Страница 2

В центре работы – анализ взаимоотношений Пугачева и Гринёва.

На начальном этапе, перед знакомством с повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка», предлагается провести внеклассное занятие: «Историческая обстановка на Руси в конце XVIII века».

Заключительная работа – письменное задание. Предлагаются такие типы заданий: выборочный пересказ, пересказ какой-нибудь главы, сочинение.

В этом методическом пособии не определяется количество часов работы с произведением «Капитанская дочка», даются лишь рекомендации для проведения уроков и дополнительный вспомогательный материал.

Методист К.Г. Бочаров (14) предлагает следующую последовательность изучения повести «Капитанская дочка»: 1. предварительное усвоение текста (с заранее предложенными вопросами); 2. вступительные занятия, историческое содержание повести и её герои; 3. изображение Пугачева; 4. характеристика Гринёва; 5. второстепенные образы дворян – защитников крепостного строя, Маша Миронова, Савельич; 6. идейное содержание и значение повести; 7. разбор сочинений.

Данная система уроков включает анализ основных компонентов повести как исторического произведения. Построение системы с этой точки зрения логично: на первом плане – образ Пугачева, который автор считает и ключом к пониманию идейного содержания повести. Но в целом система уроков построена как цепь изолированных друг от друга характеристик (сочинение – тоже характеристика) и мало отражает художественное своеобразие повести как эстетического целого. Положительно в системе К.Г. Бочарова – органическое слияние учебной методики изучения повести с основательным литературоведческим анализом. О комментировании автор не упоминает.

Один из возможных вариантов анализа повести дает К.П. Лахостский (24) в книге «Пушкин в школе», в статье, посвящённой анализу этого произведения в VIII классе.

В системе работы, предлагаемой К.П. Лахостским, особого внимания заслуживает второй урок, цель которого, как нам кажется, продиктована стремлением создать у учащихся целостное эстетическое впечатление от только что прочитанной повести. Такой урок погружает учащихся в мир произведения, здесь приём комментированного чтения оказывается вполне уместным, оправданным и необходимым. От первого знакомства с произведением в сознании учащихся остается рисунок целого, пусть ещё несовершенный и туманный. Потом начинается вчитывание, «вглядывание» в повесть, в её отдельные темы и образы. Анализ становится гораздо плодотворнее оттого, что он ведется на фоне впечатлений от произведения в целом. Художественная специфика повести явилась источником для правильных методических решений.

План работы над изучением повести Пушкина, предложенный М.Г. Качуриным и М.А. Шнеерсон, также подчинен задаче изучения исторической основы произведения. Авторы не разрабатывают поурочного планирования, а определяют этапы разбора "Капитанской дочки". Дается план вводной беседы, рекомендуется ознакомление с первоначальным пониманием учащимися повести, намечаются основные вехи анализа ее текста.

Движение, смена тем направляет мысль учителя к созданию уроков, построенных на сопоставлении, например: «Семья Мироновых и Гриневых», «Гринёв и Швабрин».

Своеобразие школьного анализа повести А.С.Пушкина, предложенного М.Г. Качуриным и М.А. Шнеерсон, – в максимальном сосредоточении внимания детей к языку произведения. Заставляя вчитываться в повествование, вслушиваться в речь действующих лиц, активизируя интерес к отдельным художественным деталям, и прежде всего к слову, учитель ведет учащихся к постижению характера героя, к пониманию развивающихся в повести событий, ее сюжета, используя при этом методику комментированного чтения.

Задача, поставленная авторами, – идти в изучении повести от слова к замыслу писателя – диктует и тематику сочинений: «Как раскрываются характеры «старинных людей» в их языке», «Роль фольклора (песни, сказки, пословицы, поговорки) в раскрытии образа Пугачева». Сочинения такого типа не часто практиковались в школе в 50-е – 70-е годы прошлого века, и поэтому напоминание о них было весьма своевременно.

«Потребность в пояснениях к тексту диктуется, прежде всего школой, юным читателем, и вполне естественно, что преподаватель литературы, начиная с классных замечаний к тексту, переходит к научной работе над серьезным историко-литературным комментарием к тексту и выполняет его на уровне большой научной серьезности», – пишет М.А. Рыбникова (34) в книге «Очерки по методике литературного чтения». Методист отдаёт дань своему времени: «обучать всему нужно с позиций коммунизма». Но мысль о необходимости серьёзного историко-литературного комментария к произведению заявлена ею вполне определённо.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

История социальной работы со слабослышащими детьми за рубежом
Задачи: Изучить особенности зарождения социальной помощи в целом и в т. ч. детям с нарушениями слуха. Рассмотреть основные периоды становления социальной помощи детям с нарушениями слуха. Изучить особенности периода возникновения профессиональной социальной помощи детям с нарушениями слуха. Определ ...

Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгл ...

Характеристика Всероссийского общества глухих
Всероссийское общество глухих (ВОГ) является общественным объединением граждан Российской Федерации, имеющих нарушения слуха, образованным на добровольных началах на основе Конституции РФ, и строит всю работу на демократических принципах под руководством своих выборных органов.Всероссийское обществ ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru