Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении

Страница 3

Рыбникова разрабатывает очень интересный подход к изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – анализ произведения предлагается вести путем его сопоставления с «Историей Пугачевского бунта» (сравнение жанра, языка произведения, системы образов и персонажей).

В интересной статье А.И. Комаровской (19) «О некоторых возможностях анализа образа Пугачева» предлагается вариант анализа повести через призму отношения к ней поэта Марины Цветаевой, «чье непосредственное, живое восприятие повести Пушкина, естественно, найдёт отклик у ребят».

Для автора особенно значим историко-культурный комментарий к повести. Учитель предлагает учащимся вспомнить, какие черты характера более всего присущи Дон Кихоту Ламанчскому, а после сообщает, что только с ним согласна сравнить Пугачёва Марина Цветаева… Или, например, преподаватель рассказывает о том, что Цветаева всегда воспринимала повесть "Капитанская дочка" только под названием «Вожатый». Звучит вопрос: «Как бы вы назвали эту повесть?», «Почему Пушкин назвал повесть "Капитанская дочка"?». Учитель спрашивает о справедливости следующей мысли М. Цветаевой: «…и готова была горько плакать, что Гринев не понимает (Гринев вообще не из понимающих), что мужик его любит, всех рубит, а его любит, как если бы волк вдруг стал сам давать тебе лапу, а ты бы этой лапы – не принял».

В интересной статье Г.И. Беленького (11) «А.С. Пушкин "Капитанская дочка"» также рассматривается система уроков по изучению повести. Анализ Г.И. Беленького ценен прежде всего тем, что он ведется со строгим учётом фигуры рассказчика – Петра Гринёва. Говоря о рассказчике, методист утверждает: «Гринёв показан в развитии. Решающими в его духовном созревании были месяцы крестьянского мятежа и встречи с Пугачёвым. Ни один человек (кроме Маши Мироновой) не сыграл такой роли в жизни Гринёва, как Пугачев».

Однако с таким выводом можно согласится лишь отчасти. Да, встречи с Пугачёвым – ярчайшее воспоминание Гринёва, удивительные страницы его жизни. Конечно, Пугачев сыграл огромную роль в судьбе Гринёва, и Гринёв был под обаянием его личности. Но всё же встречи с Пугачевым не заставили Петра Андреевича посмотреть другими глазами на восстание, хотя бы немного приблизиться к пониманию его причин. Чувство благодарности к Пугачеву не мешает Гринёву и в старости называть его «злодеем, обрызганным кровью стольких невинных жертв», его войско «шайкой», войну с восставшими «скучной и мелочной», действия Пугачева злодейскими. О способах комментирования повести автор, Г.И. Беленький, не упоминает, так как его цель – анализ содержания повести, а не методика её изучения.

Не во всех методических пособиях есть поурочный план работы (14, 23, 28, 32), но во всех есть рекомендации к проведению уроков по "Капитанской дочке". В пособии есть дополнительная информация в помощь учителю, она может быть использована в качестве комментария. Эта система уроков является недостаточно разработанной: даются лишь отдельные справки учителю, предлагаются стандартные вопросы и темы сочинений. Непонятно, какой выбран путь анализа, – по главам, по циклам глав, вслед за автором или же анализ пообразный.

В настоящее время предлагаются разработки различных вариантов проведения уроков по повести А.С. Пушкина.

Учитель московской школы № 312, А.В. Матвеева предлагает провести один из уроков в форме ролевой игры «Суд над Гринёвым». Каким бы ни было решение высокого суда, во время этой игры сводится воедино всё, что пережито и осмыслено за долгое время проникновения в эту удивительную историческую повесть, такую острую и актуальную для тех, кто взрослеет. Чтобы отстоять свою точку зрения, учащимся придется часто обращаться к тексту, уметь быстро найти что-либо нужное в нём, поэтому ребята должны быть хорошо знакомы с текстом и с комментарием к нему.

Главная задача комментированного чтения повести Пушкина «Капитанская дочка» в школе с киргизским языком обучения – помочь ученику стать вдумчивым читателем, повысить интерес к литературе, углубить понимание целостной природы художественного произведения (единства содержания и формы).

Анализ программы (9) и учебника по литературе в киргизской школе (5) показал, что в них отводится определённое место изучению произведения «Капитанская дочка». В программе предусмотрены виды работы, способствующие сознательному усвоению содержания повести, развитию умений анализа важных идейно-художественных особенностей текста.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Организационные педагогические основы развития одаренности детей дошкольного возраста
В многочисленных книгах и статьях о развитии одаренности ребенка, публикуемых в последнее время содержится много самых разных методических задач, интересных заданий для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п. Но, как известно серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отд ...

Примеры ролевых игр
Игра “Коммивояжер” Дети всегда готовы играть и с нетерпением ждут объявления правил игры. Предлагаю им образовать фирмы, разбившись на группы по 3—4 человека. Все фирмы получают одно и тоже задание на программирование. Даже если учащиеся научились только составлять алгоритмы и записывать их на алго ...

Современные информационные технологии в учебном процессе
Технология в переводе с греческого означает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта. Впоследствии термин "технология" перешел в сферу обработки информации, в которой объектом является не материальный, а информационный продукт. Информационн ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru