Современное психологическое образование

Страница 3

Нужны ли стандарты психологического образования? В международном опыте обнаруживаются разные подходы к обеспечению качества преподавания психологии. Во многих странах общее содержание психологического образования формируется естественным путем, без предписаний в виде стандартов. Признание преподавателями психологии и студентами значимости, достоверности и доступности изложения психологического знания, отраженного в учебных и научных трудах, становится критерием отбора курсов для содержания психологического образования. Вероятно, оптимальное сочетание: 1) обязательных, 2) специальных курсов по профессиональным интересам и 3) продвинутых интегративных курсов может стать одним из путей гибкой стандартизации программ обучения психологии (Карандашев, 2003), в последние годы проявляются тенденции интеграции национальных систем образования.

После принятия 29 государствами Болоньской декларации, подготовленной правительствами Великобритании, Германии, Италии, Франции в 1999 г., Европа вступила в эпоху всеобщих и глубоких преобразований национальных систем образования, Болоньский процесс представляет собой синхронизированные реформы, которые рассчитаны на реализацию до 2010 г. В соответствии с этими реформами предполагается:

1. Переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования (условно — бакалавр/магистр). Таким образом, образование становится более структурированным, дифференцированным и ориентированным на конкретные потребности рынка труда.

2. Повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования (аналог среднего профессионального образования). Укрепляется связь и преемственность среднего профессионального и университетского образования.

3. Тенденция к сокращению нормативного срока обучения, что достигается за счет введения многоуровневой системы высшего образования.

4. Изменения в структуре и организации докторских программ. Предполагается изменение сохранившейся в некоторых странах двухуровневой структуры научных степеней. В ряде стран открываются возможности выхода на докторские программы после получение квалификации бакалавра.

5. Введение новых, преимущественно децентрализованных, механизмов и процедур обеспечения качества образования. В их основе: самооценка; внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества.

6. Развитие дистанционного и непрерывного образования. Главная задача в данном случае — обеспечение доступности образования на протяжении всей жизни человека. Это относится в первую очередь к последипломным формам подготовки.

7. Накопительный переводной кредит приходит на смену академическим часам при учете выполненной студентом учебной нагрузки.

Базовое психологическое образование

В России традиционно высшее образование приобретается в институтах, университетах или академиях. Основными составными частями этих учебных заведений являются факультеты. Кафедры представляют собой административные подразделения факультетов (институтов), в рамках которых преподаватели выполняют свою научную, методическую и педагогическую работу.

В большинстве европейских стран высшее образование осуществляется в университетах, которые состоят из факультетов, которые в свою очередь состоят из институтов (например, в Германии и Норвегии). Даже в рамках одной страны в разных университетах психология может относиться к факультетам (институтам или школам) естественных, социальных или гуманитарных наук. В некоторых случаях изучение психологии находится в ведении педагогических факультетов. Этот статус порой определяет цели, задачи и содержание преподаваемых психологических дисциплин.

Длительность базового психологического образования. В Европе период психологического образования составляет обычно от 3 до 5 лет. Во многих странах для реального завершения психологического образования требуется больше времени. Это связано, прежде всего с тем, что в этих странах студенты имеют возможность самостоятельно регулировать учебную нагрузку и темпы изучения психологии. Например, в Германии для полного выполнения программы при условии интенсивной учебной нагрузки студенту необходимо 9 семестров, т. е. 4,5 года. Но большинству студентов для этого требуется 12 семестров, т. е. 6 лет.

Для России традиционной является 5-летняя модель подготовки специалистов, которая в соответствии с приведенной выше международной типологией может быть охарактеризована как «непрерывное пятилетнее общее» образование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат. interest — имеет значение, важно), т.е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта. Познавательный интерес ...

Функции лексикона
Лексика ̶ один из аспектов изучения языка, наряду с грамматикой, аудированием, письмом, говорением и чтением. Лексика ̶ это костяк языка и человек, обладающий большим запасом слов, не испытывает трудностей в различных видах речевой деятельности. В школьной программе указывается лексически ...

Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в детском саду
Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувств ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru