Особое место в индивидуальной воспитательной работы мастера занимает работа с "трудными учащимися.
Под трудными, педагогически запущенными учащимися подразумевается подростки, систематически нарушающие установленные нормы поведения в учебных заведениях и вне его, допускающие случаи правонарушения, не выполняющие своих учебных и общественных обязанностей и часто не поддающихся эффективным по отношению к другим учащимся формам и методам педагогического воздействия.
Трудный подросток - результат неправильного воспитания. Как правило мастеру приходиться иметь дело с трудными подростками, которые еще до училища в школе имели определенные негативные отклонения в поведении. Поэтому индивидуальная воспитательная работа с ними в большей степени носит характер перевоспитания.
Работа с рудными учащимися начинается с момента подачи ими заявление о поступлении в училище. Внимательное изучение документов. Первое знакомство, предварительная беседа с учащимися уже дает некоторое представление о нём. Затем, в течении одного-двух месяцев. мастер более обстоятельно познакомившись с новыми учащимися, должен вывить тех, кто требует особенно глубоко индивидуальной работы. Это подростки, совершившие ранее правонарушения и поставленные на учёт инспекцией по делам несовершеннолетних, те кто систематически нарушает учебную и трудовую дисциплину, вступает в конфликт с учащимися и взрослыми. Также подростки, приобщенные к алкоголю.
Самое главное условие успешной работы с педагогически запущенными подростками - приобщение их к активной жизненной деятельности ученического коллектива.
Опираясь на их сильные стороны и естественные интересы. Это тем более важно, что трудный подросток, как правило замкнут. Нуждается в здоровом работоспособном коллективе, часто находится в изоляции среди сверстников, не чувствует себя нужным и полезным в коллективе.
В работе с педагогическими запущенными подростками недопустимо злоупотребление частыми индивидуальными беседами и излишними морализованием. Всяческие формы и методы разъяснения и убеждению необходимы, но это не основные средства перевоспитания.
Главное - организация образа жизни учащегося, приобщение к общественно - полезной деятельности, формирование активного отношения к жизни, к труду, к людям. Трудный подросток привык к наказаниям, нотациям, плохим отношением. Поэтому, они часто не играют сколько-нибудь значимой роли в работе с педагогически запущенными учащимися. В противоположность этому хорошие отметки. Поощрения, просто доброе слово, стимулирование положительных дел и поступков всегда более эффективнее в их обучении и воспитании. Поэтому мастер, не снижая общего уровня требований и критериев оценки, должен умело использовать политику оценок, оценочных суждений, поощрений и других положительных форм воздействия в работе с трудными подростками. В работе с трудными подростками необходима постепенность. Поэтому нельзя рассчитывать на "молниеносное" к тому же всесторонние их исправление. В работе с каждым учащимся нужно наметить главные её линии и этапы, по принципу перехода от более простого к более сложному. Надо начинать с отдельных маленьких поручений, успешное выполнение которых вызывает удовлетворение. Зарождает веру в некоторые свои возможности, способствует формированию необходимых для общественно - полезной работ умений и навыков. Наращивая постепенно сложность, ответственность поручений, представляя возможность проявить инициативу, умело помогая, подбадривая втягивая в общественную ответственность - так шаг за шагом мастер оказывает воспитательное влияние на учащихся.
У большинства трудных подростков сложились неправильное отношение с людьми, прежде всего со взрослыми. Это - прямое отражение неверной позиции самих взрослых с малых лет жизни ребенка., а в результате - недоверие к взрослым, неуважительное отношение, порой даже враждебность. Отрицательное отношение к конкретным людям они неправомерно обобщают и переносят на всех или многих людей вообще. Но эти особенности не являются глубокой и устойчивой, она скорее поверхностная, А по существу любые, в том числе и трудные подростки, остро ощущают потребность в заботе, тепле, ласке, только стесняются этого и скрывают такую потребность под личинкой грубости и дерзости. Именно поэтому наряду с любыми другими формами перевоспитания совершенно необходимо индивидуальное шефство над трудными подростками.
Во-первых, шефство не должно и не может быть навязано - оно должно быть абсолютно добровольным.
Во-вторых, шефство должно рассматриваться и пониматься как одна из ответственных общественных обязанностей.
Читайте также:
Определение категорий исследуемой проблемы
В
данном параграфе рассматриваются понятия «способности», «творчество», «творческие способности», «художественно-творческие способности», которые позволят понять суть проблемы и выделить задачи её решения, также выявляются психолого-педагогические условия эффективного развития художественно-творчес ...
Компетенция учредителя ДДТ
6.1 В компетенцию Учредителя ДДТ входят: 6.1.1 создание, реорганизация и ликвидация ДДТ; 6.1.2 обеспечение соблюдения нормативов и показателей условий образовательной деятельности, зафиксированных в Лицензии ДДТ; 6.1.3 назначение и освобождение от должности директора ДЦТ, поощрение и наложение взыс ...
Формирование ЗОЖ через интеграцию учебных дисциплин
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея ЗОЖ – формирование отношения детей к пр ...